Получи документы

Экологическая тропа как средство экологического и художественно — эстетического образования

Людмила Власенко
Экологическая тропа как средство экологического и художественно — эстетического образования

Людмила Ивановна Власенко педегог-психолог МБДОУ «Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад №2»

Надежда Михайловна Зимовейская воспитатель МБДОУ «Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад №2»

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Публикация «Экологическая тропа как средство экологического и художественно — эстетического образования» размещена в разделах

К сожалению, современный ритм жизни не оставляет нам времени увидеть сколько красивого, таинственного, необыкновенного рядом с нами. Согласитесь, чтобы полюбоваться и почувствовать всё великолепие мира природы не нужно отправляться в далёкие путешествия. Порой достаточно остановиться, прислушаться и присмотреться. Как прекрасна наша донская природа! Как важно нам, взрослым, научить детей видеть красоту родного края, замечать, что происходит вокруг. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Именно поэтому своим союзником мы выбрали природу.

Наш детский сад – малая частичка многообразия донской природы. Он окружен высокими вековыми соснами, в тени которых уютно расположились беседки. Низко кланяясь, словно приветствуя, встречает гостей плакучая ивушка, вишнёвый сад, который весной радует красотой цветения и ароматом, а летом угощает сладкими плодами вишни. Вдоль аллеи выстроились молодые каштаны, рябины, берёзы, боярышник, черёмуха, клёны и клумбы с цветами. Эта малая частичка донского края дала уникальную возможность приобщить детей к природе родного края, сформировать эмоциональное и бережное отношение к ней. Были поставлены следующие задачи:

1. Воспитание осознанного отношения ребёнка к родному краю через общение с природой.

2. Формирование системы экологических знаний и представлений.

3. Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранять её).

4. Воспитание трудолюбия у детей через посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

5. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

Так совместно с Государственным музеем-заповедником им. М. А. Шолохова на территории детского сада была создана экологическая тропа «В гостях у Экознайки».

При организации экологической тропы нами была обследована территория и проложен маршрут. Экологическая тропинка оборудована шестью остановками: «Царство растений», «Лесное царство», «Муравьи- труженики», «Проделки злого волшебника», «В гостях у Эковичка», «Зелёная аптека». Итак, отправляемся в путь!

Каждое утро детей и родителей встречает «Царство растений». В этом царстве дел полно в любое время года. Ранней весной стартует экологическая акция «Украсим детский сад цветами». Воспитатели и дети подготавливают почву, сеют семена цветов. Также в рамках этой акции проходит уборка, благоустройство и озеленение территории, где активное участие принимают родители, дети, сотрудники. Осенняя акция «Семечко и зёрнышко про запас!» позволяет заготовить семена для будущего урожая, для подкормки птиц, для разных видов продуктивной деятельности.

«Царство растений» даёт возможность в разное время года организовать цикл наблюдений, которые сопровождаются познавательным общением воспитателя с детьми, что способствует развитию наблюдательности, стойкого интереса к природе, помогает обобщить и систематизировать представление детей о растительном мире.

Незаметно экологическая тропинка заводит нас в «Лесное царство», где, среди вековых сосен, расположились старые пеньки, покрытые мхом, лишайником, искусственный муравейник, грибная поляна. Именно в этом царстве воспитывается бережное отношение к лесу, к животным, птицам и насекомым. Зимняя пора особенно тяжела для жителей «Лесного царства». «Покормите птиц зимой!» - все группы детского сада приходят на помощь зимующим птицам: изготавливают кормушки, развешивают их на деревьях, что даёт возможность детям наблюдать за птицами и кормить их. Будят «Лесное царство» после зимнего сна скворцы. «Каждому певцу по дворцу!» - стартует акция по изготовлению и прикреплению скворечников на групповых участках. Летом проходит акция-призыв «Берегите лес и его жителей от пожара!», которая способствует формированию у детей представления о правилах поведения и осторожном обращении с огнём в лесу. Под развесистой сосной уютно расположились деревянные стульчики и стол по форме и цвету, напоминающие грибы. «Грибная полянка» - любимое место отдыха, спокойных игр и художественного творчества детей. «Лесное царство» погружает детей в мир звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать! Воспитателю даё тся возможность выстраивать взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. А сколько материала для детского творчества в «Царстве растений» и «Лесном царстве»! Гуляя с детьми по экологической тропе, можно собрать коллекции природных материалов. Семена, зерна, листья, земля, трава, шишки, желуди, солома, мох, различные веточки в сочетании с красками, карандашами и клеем, бумагой различной текстуры дают возможность воспитанникам раскрыть свой творческий потенциал. Так, веточки деревьев, кустарников, листики, травинки девочки с лёгкостью превращают в принцесс, богатырей, обыгрывая знакомый, либо вымышленный сюжет сказки. Мальчики мастерят из листьев, веточек, сухой коры дерева, желудей, шишек кораблики. Благодаря взаимосвязи экологического воспитания и художественного творчества, у детей развивается интерес, желание отображать в своих рисунках и поделках окружающий нас мир.

А под одной из сосен дети и воспитатели построили искусственный муравейник. Для его постройки использовались сухие веточки, соломинки, хвойные иголки и другой лесной мусор, так эта остановка получила название «Муравьи-труженики». С интересом дети знакомятся с насекомыми и другими маленькими жителями территории детского сада, что позволяет воспитывать бережное отношение к ним. При рассматривании муравьёв, бабочек, стрекоз, пчёл, пауков, жуков-дровосеков, жуков-усачей, клопов -«солдатиков», ящериц дошкольники уточняют знания о строении и жизни насекомых, начинают замечать разные мелкие детали, учатся видеть красоту природы, подбирать цветовую гамму, фон, становятся более доброжелательными к окружающему их миру, детям и взрослым.

Одним из самых красивых насекомых считаются бабочки. Яркая окраска крыльев не может не заставить ребёнка восхищаться красотой сочетания красок. Часто дети, изображая бабочек, используют нетрадиционные методы рисования - монотипия, метод тычка. Нетрадиционные техники дают возможность рисовать не только на бумаге, но и на сухом и мокром песке, на снегу, в воздухе, нарисовать то, что «унюхали». Дети жаждут ярких впечатлений. И задача воспитателя – помочь ребёнку увидеть необычное в обычном неярком луговом цветке, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, любоваться отражением облаков в луже, перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Привлечь внимание к проблеме загрязнения территории, привить детям такие качества, как чистота и аккуратность помогает остановка «Проделки злого волшебника». Ярко и зрелищно проходит показ мод из бросового материала в рамках акции «Умный взгляд на мусор или экологический карнавал».

На деревянном паровозике с семью вагонами отправляемся в гости к хозяину экологической тропы Эковичку. Наш детский сад тесно сотрудничает с Государственным музеем-заповедником М. А Шолохова. Дошкольники принимают активное участие в слётах детско-юношеского экологического движения «Шолоховский родник», в озеленительных акциях «Я расту вместе с тобой», в рамках которой на территории детского сада были высажены молодые деревья: клён, дуб, каштан. Работа у хозяина тропы помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду.

Конечная остановка тропинки - «Зелёная аптека». Силами воспитателей и детей был создан аптекарский огород, на котором вырастили чабрец, зверобой, душицу, крапиву, календулу, шалфей. Такой огород даёт возможность познакомить детей с разнообразием лекарственных растений донского края. Дети наблюдают за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляют знания о ценности их для здоровья, учится правилам сбора и сушки трав «зеленой аптеки».

Экологическая тропа даё т большие возможности для реализации разных виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического и художественно – эстетического образования. Согласитесь, использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т. е. способствует становлению экологического сознания и формированию экологической культуры.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому необходимо создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе - сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа как средство экологического и художественно — эстетического образования
Опубликовано: 30 декабря 2019 в 14:15
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД