Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»

Наталья Бальжик
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»

Мастер-класс для педагогов.

Тема: «Природа- главное средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Воспитывать любовь к природе.

Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Провела я мастер –класс в формате девичьих посиделок.

Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

Ответьте на вопросы:

1.“Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?

Природа - не только легкие планеты, пища, одежда, но и самый сильный защитник своего организма, хотя и ей может быть предел.

2. Что такое “экологическая цепочка”?

(Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)

3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”?

(Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)

4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине?

В основном - человека.

5. Какой вред приносит мусор природе?

Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

Отрывается 2 лепесток «Читай-ка».

Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?

(Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов,

Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина,

В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)

2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов?

(И. Шишкин, А Саврасов, И. Репин, И. Айвазовский, И. Левитан, И. Грабарь)

3. Назовите пословицы и поговорки о природе.

4. Вспомните и назовите народные приметы.

5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.

3 лепесток «Знай-ка»

Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

• Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :

1. НОД по экологии;

2. Беседы.

3. Чтение художественной литературы,

4. Экологические экскурсии, походы.

5. КВН, викторины, конкурсы.

6. Проблемные ситуации.

7. Языковые логические задачи.

8. Экологические выставки, экспозиции.

9. Неделя экологического творчества.

10. Экологические праздники, выставки.

11. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры экологического содержания

12. Экологические сказки.

13. Экологическая тропа.

14. Наблюдения.

15. Поисково-исследовательская работа.

16. Мини-музеи.

17. Проектная деятельность.

18. Прогулки.

19. Презентации, мультфильмы, видеофильмы.

20. Слушание звуков природы.

• Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

o Родительское собрание

o Консультации

o Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

o Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

o Досуги и развлечения

o Проектная деятельность

o Туристические походы

o Интерактивные игры и др.

• Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

4 лепесток «Играй-ка»

Я представила педагогам игры которые сделала своими руками, исключительно из подручных средств. Для этого мне понадобилось: цветная бумага, картон, скотч, клей, ножницы и принтер. На изготовление этого уголка у меня ушло 2 недели.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»

Отрывается 5 лепесток «Рассуждай-ка»

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной?

(красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы?

(лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой?

(Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы?

(есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах?

(у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой?

(лягушка)

7. Кто плуг на голове носит?

(лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят?

(клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты?

(слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу?

(потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож?

(зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении?

(акула)

13. Сколько крыльев у жука?

(2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища?

(у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так?

(он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы?

(очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки?

(весной)

Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:

Встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; разгневанного поросенка, намокшую ворону.

6 лепесток «Отвечай-ка»

Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!

Вопросы:

• Что означает слово «экология»?

• Что такое экологическое воспитание?

• Что такое экологическое образование?

Экологическая культура – это? Продолжите фразу.

• Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

• Что такое экосистема?

• Что означает слово «экология»?

Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

• Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание дошкольников — познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

• Что такое экологическое образование?

Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологическая культура – это? Продолжите фразу.

Осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

-Научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

-Формировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни.

-Познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

• Что такое экосистема?

Экосистема, или экологическая система (от др. -греч. — жилище, местопребывание и — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными,микроорганизмами, составляющими живой компонент системы, биоценоз. Другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом.

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь, в сердцах благодарных

потомков бессмертие обретаешь.

И немного фотографии с мастер-класса.

С этим мастер - классом я выступила на семинаре-практикуме для заведующих и педагогов образовательных учреждений Нижнегорского района Республики Крым.

Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников "Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников" Ибрагимова Г. М., воспитатель.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольниковДидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников Актуальность данной темы обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного.

Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников» Каждый из нас находится в постоянном поиске форм, методов и приемов в работе, которые с одной стороны были бы интересны дошкольникам и.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по детскому экспериментированию «В гостях у Архимеда» Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по детскому экспериментированию «В гостях у Архимеда» (может проводиться в старшей группе.

Мастер-класс для педагогов «Айрис-фолдинг — средство развития творчества и ручной умелости дошкольников» Тема: «Айрис- фолдинг- средство развития творчества и ручной умелости дошкольников» Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.

Мастер-класс для воспитателей «Игра как средство воспитания младших дошкольников» Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара " Поисковая активность, выраженная в потребности.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 2 мая 2018 в 11:10
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
25 января. День лыж и коньков на МААМ

25 января 1924 года лыжный и конькобежный спорт впервые вошли в программу Олимпиад. Во французском городке Шамони, в Альпах, началась Неделя зимних видов спорта, приуроченная к грядущей Олимпиаде-24 в...

25 января. День Татьяны! Праздник студентов

Российские студенты отмечают свой...

Календарный план образовательной работы на неделю «Зимующие птицы» в старшей группе
План работы с 20 по 24 января Тема: «Зимующие птицы» Задачи: - Формировать представления о зимующих птицах ( условия их жизни, роли человека в жизни...
Фотоотчёт «Белый медведь-животное севера»
Художественно- эстетическое развитие. • Рисование в технике примакивания «Белая шубка для мишки» Цель: знакомство с обитателем Севера - белым медведем....
Детский мастер-класс по рисованию «На зарядку, всей семьей»
Изобразительная деятельность приобщает ребенка к миру красоты, способствует формированию гармоничной личности, развивает творческое начало. На занятиях...