Арзуманова Наталья Витальевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми ЗПР старшей группы «Хрюша в мире эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого подгруппового занятия
по ознакомлению с окружающим миром
с детьми ЗПР старшей группы
на тему: «Хрюша в мире эмоций»
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ЗПР.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми ЗПР старшей группы „Хрюша в мире эмоций“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Обучающие: формирование умения узнавать и определять эмоции людей и выражать свои.
Развивающие: развивать логическое мышление через установление причинно –следственных связей; закреплять умение составлять конструкцию по схеме; развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные: воспитывать у детей желание взаимопомощи, умение работать в паре.
Предварительная работа: знакомство с персонажем – Хрюшей, д/и «Узнай и назови эмоцию», «Собери эмоцию из частей», бесеы на тему «Что такое хорошо? Что такое плохо».
Оборудование: игрушка «Хрюша» (сюрпризный момент, комплект наглядного пособия «Действие – эмоции», игра на липучках «Эмоции», развивающая игрушка «Умные человечки», аудиозапись с весёлой, грустной музыкой.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-дефектолог: Здравствуйте ребята (ответы детей, я очень рада вас видеть. Предлагаю вам друг друга поприветствовать, повторяйте за мной:
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
А теперь проходите и присаживайтесь.
Посмотрите, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними (предполагаемые ответы детей «Здравствуйте», «Доброе утро»).
(Появляется игрушка - Хрюша)
А ещё к нам пришёл Хрюша.
Хрюша : (голосом учителя-дефектолога) Здравствуйте ребята (здоровается во всеми за руку! У вас всё хорошо (предполагаемые ответы детей «Да», «Всё хорошо»).
Учитель – дефектолог: Хрюша, а вот ты к нам пришёл какой – то грустный, что у тебя случилось?
Хрюша : (В недоумении) Вот все говорят: «Грустный – весёлый», а что это такое и как это понять?
Учитель – дефектолог: А мы с ребятами сейчас тебя научим узнавать эмоции! Научим, ребята? (ответы детей).
Игра «Расскажи, что ты видишь?»
Цель: формировать умение распознавать эмоции других людей.
Материалы: наглядные картинки «Действия – эмоции».
Правила игры: дети рассматривают картинку, рассказывают, что на ней изображено и называют эмоцию.
Вот, например (учитель – дефектолог прикрепляет первую картинку с изображением «Мальчик ломает постройки малышей»). Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (ответы детей, если дети испытывают затруднения, дефектолог оказывает им помощь). Какие чувства испытывает большой мальчик? (Грустит, радуется, злиться) Какие чувства испытывает маленький мальчик? (радуется, плачет, грустит) Как мы можем назвать эту эмоцию? (ответы детей, при возникновении трудности с ответом, дефектолог оказывает помощь). Покажите нам с Хрюшей, как выглядит «злость».
Хрюша : Ой! Как страшно (дрожит).
Учитель – дефектолог: Не бойся, Хрюша, наши дети не злые, правда, ребята? (ответы детей)
Учитель – дефектолог: А вот еще одна ситуация (на доску прикрепляется картинка с изображением «Большой подарок для детей») Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (ответы детей, если дети испытывают затруднения, дефектолог оказывает им помощь). Какие чувства испытывают дети? (Грустит, радуется, злиться). Как мы можем назвать эту эмоцию? (ответы детей, при возникновении трудности с ответом, дефектолог оказывает помощь). Покажем Хрюше, как выглядит «радость»? (дети показывают эмоцию «радость»)
Хрюша : А мне нравится, как выглядит радость (смеётся).
Учитель – дефектолог: Теперь ещё одна история (на доску прикрепляется картинка с изображением «Дети разбили вазу») Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (ответы детей, если дети испытывают затруднения, дефектолог оказывает им помощь). Какие чувства испытывают дети? (Грустит, радуется, злиться, испугались). Как мы можем назвать эту эмоцию? (ответы детей, при возникновении трудности с ответом, дефектолог оказывает помощь). Покажем Хрюше, как выглядит «испуг»? (дети показывают эмоцию «испуг»)
Хрюша : Ой! Что же скажет мама! (берётся за голову).
Учитель – дефектолог: Ребята, научить Хрюшу играть в игру «Капельки – эмоции». Хрюша, смотри внимательно!
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики.
Правила игры: выполнять движения пальцами рук под стихотворение зачитанное учителем—дефектологом.
Покажи мне свою ладошку (поочерёдно загибаем пальцы от большого пальца)
Капелька грусти
И капелька радости,
Капелька злости
И капля со страхами.
В озеро вместе спокойно спускаются
Крепкая дружба у них получается.
(пальцы рук скрещивает между собой).
Хрюша : Ух ты! Как здорово! Сколько много бывает разных эмоций.
Учитель – дефектолог: А сейчас мы с ребятами покажем тебе их.
Игра «Собери эмоцию»
Цель: закреплять умение детей собирать картинку по образцу.
Материалы: игра на липучках «Эмоции».
Правила игры: дефектолог выбирает опорную картинку, ребёнок называет эмоцию и по образцу собирает её из частей.
Дефектолог прикрепляет на доску игровое поле. Рядом на столе разложены опорные картинки и детали лица (глаза, рот) для сбора картинок. Дети, по описанию, называют эмоцию и при помощи опорной картинки собирают её.
Хрюша : Ой, как здорово у вас получается, вы молодцы. Вы уже так долго трудитесь, предлагаю немного поиграть и поднять друг другу настроение. Ребята, повторяйте за мной.
Физкультурная минутка «Поднимаем настроение»
Цель: развитие общей моторики, формирование коммуникативных навыков.
Правила игры: повторять движения за дефектологом.
Настроение упало (опускаем руки вниз);
Дело валится из рук (качание головой, встряхивание кистями рук).
Но ещё не всё пропало (разводят руками,
Если есть хороший друг (встают в круг, лицом друг к другу!
С делом справимся вдвоём (пожимают друг другу руки,
С облегчением вздохнём (делают глубокий вдох и выдох).
Настроение поднимем (наклоняются вперёд и медленно выпрямляются)
И от пыли отряхнём (отряхиваются!
Хрюша : я немного повеселел, а вы ребята? (ответы детей)
Учитель – дефектолог: ребята и Хрюша, а сейчас соберём человечков и придумаем истории про них. Мы будем собирать человечков по картинке, называть эмоции и придумывать истории (ответы детей). Например: «Девочке Маше подарили подарок и она радуется»
Игра «Умные человечки»
Цель: развитие эмоционального интеллекта.
Материал: развивающая игрушка «Умные человечки».
Правила игры: дефектолог выбирает ребёнку карточку, ребёнок собирает её по образцу, называет эмоцию и придумывает короткую историю.
Дефектолог: Хрюша, посмотри, каких разных человечков собрали наши ребята! Понравились тебе истории, которые придумали наши ребята?
Хрюша : да, понравились. Спасибо вам ребята. Благодаря вам я научился узнавать эмоции.
Учитель – дефектолог: Вы, ребята, большие молодцы, теперь я поставлю музыку, а вы скажете, какая музыка весёлая, а какая грустная или страшная. Готовы? (предполагаемые ответы детей «Да», «Готовы»).
Игра «Угадай мелодию»
Материалы: аудиозапись музыкальных произведений.
Правила игры: Дефектолог включает детям отрывки из музыкальных произведений и дети называют настроение музыки.
Хрюша : оказывается и у музыки есть своё настроение и эмоции (задумывается…
Учитель – дефектолог: ну, конечно же, Хрюша. Вот видишь, сколько нового ребята тебе сегодня рассказали и показали.
Хрюша : спасибо вам большое, ребята, я был рад сегодня вас видеть, до свидания! (предполагаемые ответы детей «Пока», «До свидания»)
Рефлексия
Учитель – дефектолог: Ребята, чему вы сегодня научили Хрюшу?
Предполагаемые ответы детей: Научили узнавать эмоции.
Учитель – дефектолог: Какие эмоции мы узнавали?
Предполагаемые ответы детей: грусть, радость, страх…
Учитель – дефектолог: А какие эмоции вы испытываете чаще всего?
Предполагаемые ответы детей: радость.
Учитель – дефектолог: Вы большие молодцы. Я надеюсь, что вам не придется грустить, а вы будете только радоваться. Отправляемся в группу!