Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников

Елена Евгеньевна Доронина
Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников

Актуальность данной темы обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного образования относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Одним из ее направлений является становление процесса непрерывного экологического образования в условиях усугубления экологических проблем.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы.

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу — формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

Экологическая культура — совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников занимались А. И. Иванова, Н. В. Коломина, З. Н. Плохий и др. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В. П. Горошенко, С. Н. Николаевой, Н. Ф. Ярышевой и др.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева, П. Г. Саморукова и др.

Содержание дидактических игр определяется Государственной программой, по которой работает ДОУ.

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры — с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в средних группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, так как слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно — не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

При работе с детьми средней группы используют следующий путь обучения игре. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант.

Наряду с играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения в средних группах.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

В творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо иметь наборы игрушек — сельскохозяйственные машины, животных.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста. Ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка — дошкольника. Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.

Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

-формирование у детей элементов экологического сознания;

-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

-воспитание гуманного отношения к природе.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников
Публикации по теме:

Презентация «Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников» Дидактическая игра – как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие детей в детском.

Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников «Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников» МБДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко – Сале Инструктор по физической.

Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания Т. В. Истомина Усолье-Сибирское, МБДОУ "Детский сад №35" «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания». Игра.

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников с ОНР Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников» Каждый из нас находится в постоянном поиске форм, методов и приемов в работе, которые с одной стороны были бы интересны дошкольникам и.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» «Игра как средство воспитания и развития дошкольников»Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания» Дидактическая игра как средство экологического воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы) Усс Ирина Геннадьевна, воспитатель Муниципального.

План самообразования «Дидактическая игра как средство развития младших дошкольников» Сроки Сожержание работы Практические выводы Сентябрь-май 1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 15:26
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 февраля. Праздник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного на МААМ

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы...

28 февраля. День графического диктанта на МААМ

Подготовка ребёнка к школьному обучению – процесс длительный и трудоёмкий. На этом важном пути и детям, и родителям, и педагогам нужно набраться терпения и сил. В качестве развивающей игры по формированию...

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Салют для наших пап»
Цель занятия: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики и жгутики, правильно раскладывать детали на...
Конспект занятия «С Днем защитника Отечества! Подарок папе»
Подарок детей старшей группы для своих пап и дедушек ко Дню защитника Отечества. Получилась целая эскадрилья самолетов. Выполняя поделку, дети...
К празднику гиацинтов на МAAM. Мастер-класс подарка для мамы «Гиацинт в горшочке»
К празднику гиацинтов на МААМ. Мастер-класс подарка для мамы «Гиацинт в горшочке». Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по...