МААМ-картинки

Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания

Истомина (Цыплакова) Татьяна
Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания

Т. В. Истомина

Усолье-Сибирское, МБДОУ "Детский сад №35"

«Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания».

Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

Начиная свой педагогический путь в дошкольном учреждении, и проработав более тринадцати лет с детьми дошкольного возраста, семь из которых с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я могу сказать о том, что стали часто встречаются дети с проблемами в речевом развитии.

С каждым годом мы замечаем детей с трудностями, особенностями, в речевом развитии, не умеющих строить предложения, их речь аграмматична. Часты нарушения в звукопроизношении.

Это проблема актуальна на сегодняшний день, одним из факторов которым является то, что дети находиться в постоянной информационной атаке, связанной с компьютеризацией, просмотров мультфильмов, использовании компьютерных игр и игрушек.

В век инновационных технологий дети и родители больше проводят времени за гаджетами, что не дает возможность общаться друг с другом. Дети не умеют играть у них страдает коммутативная часть речи (в взаимодействии со сверстниками и взрослыми).

Потребность речевого контакта минимальна, нет речевого эталона, так как родители чаще всего заменяют общение яркой «игрушкой».

Игра! Вот, что как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, дает возможность полноценному развитию личности, в том числе и развитию речи детей. В игровой деятельности ребенок познает мир, развивается, воспитывается и реализует свои потребности в коммуникации. Исходя из этого, в последние годы была пересмотрена система образования, вышел новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, согласно которому:

"реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры" (п. 1.2. (4)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

"проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. "; "активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх"; "ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре"; "ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам". (4.6.)

При выполнении требований ФГОС нам необходимо в своей работе, как никогда, использовать игровую деятельность. А игра в свою очередь даст возможность выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств человека. В своей работе по развитию речи детей, я выделяю особое место экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.

Реализация экологического воспитания, посредством игры, дает возможность развивать и речь детей. Так как мы опираемся на зону ближайшего развития, на окружающий мир детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы используем игры и игрушки, которые дают нам возможность познакомиться с окружающим миром. Например: имитация звуков животных игра «Кто как кричит?», игры с движениями «Мишка косолапый», «Лисичка-сестричка», «Зайка-побегайка».

В старшем возрасте мы используем более сложные игры такие как: дидактическая игра «Найди, чей лист», «Чудесный мешочек», игры-экспериментирования с водой, с песком и т. д. Все эти игры, направленные на экологическое воспитание, дают нам возможность развивать речь детей. Работая над темой, «Игра как средством развития речи детей дошкольного возраста» я опираюсь на следующую классификацию игр:

1. Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций. Например: игры с мячом «Съедобное не съедобное», «Из чего сделано» и др.

2. Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Например: «Живые слова», «Дополни предложение» и др.

3. Настольно-печатные, дидактические игры. Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря я опираюсь на подборку (картотек) дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. Несомненно, дидактические игры являются хорошим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования и закреплениями материала родителям в домашних условиях. Например: «Времена года», «Чей малыш», лото «Овощи фрукты» и др.

4. Театрализованные игры

Эффективный метод развития речи. Они имеют интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы. Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.

5. Игры с правилами (подвижные). Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки. Например: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик» и др.

6. Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог. «Цирк», «Путешествие в Африку», «Кто на севере живет» и др.

В своей работе я использую картотеки игр по экологическому воспитанию в соответствии с лексической темой, например: пальчиковые игры Н. В. Нищевой, игры с движениями Ивановой Л., игры с использованием элементов массажа «Солнышко проснулось…» Т. А. Куликовской.

Как результат в работе отмечу – активность детей в игре, поддержание более длительного интереса к занятию, умение рассказывать и обобщать, бережное отношение к миру вокруг себя

Исходя из этого, мы можем сделать вывод: что игры и игровая деятельность является основным средством развития речи в экологическом воспитании.

Список литературы:

1. ФГОС (п. 1.2. (4) (4.6.)

2. Иванова Л. Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 1,5 - 3 лет.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

4. Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М. : Книголюб, 2004. – 16 с.

5. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Год выпуска: 2008 Автор: Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Доклад «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ» Доклад «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ». Актуальность:.

Игра как средство экологического воспитания. Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь.

Консультация для педагогов «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Разработала: Кудашева Виктория Владимировна,.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания» Дидактическая игра как средство экологического воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Отчет по самообразованию «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Дошкольный возраст – это.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 11:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД