Наталья Пасечникова
Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
• Название проекта : «Друзья природы».
• Тема проекта : «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
• Интеграция образовательных областей: познавательное и физическое развития.
• Авторы проекта : воспитатель МБДОУ д/с №93 Пасечникова Н. В.
Публикация «Проект „Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Участники: воспитанники и родители подготовительной группы «Чебурашка» МБДОУ д/с №93.
• Вид проекта : познавательный.
• База проекта : МБДОУ д/с №93 г. Таганрога.
• Срок реализации: март – апрель 2017 г.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА :
Противоречия:
с одной стороны мы познаем природу и возможность использования природных ресурсов для человека. а с другой стороны мы не заботимся о сохранении природы для будущего поколения.
Актуальность
2017 год – Год экологии (Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. №7 О проведении в Российской Федерации Года экологии).
Основы экологического воспитания закладываются в детстве, поэтому формирование представления об экологической культуре у детей дошкольного возраста имеет большое значение Развитие добрых чувств у дошкольников очень важно, так как познавательный интерес к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию над живыми существами. Причинами неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быть: 1) не сформированность навыков ухода за объектами живой природы, 2) низкий уровень развития наблюдательности, 3) недостаток или отсутствие экологической информации о растениях и животных как живых существах и т. д. В связи с этим решение проблемы формирования экологической культуры в дошкольном возрасте определяется в лучшем познании себя, установлении экологически оправданных взаимоотношений с природным и социальным миром. Формирование личности дошкольника происходит в активной деятельности с окружающим его миром. В подвижных играх гармонично сочетаются - физическая и психическая активность ребенка. Физическая активность ребенка - это естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Психическая активность - это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Под влиянием повышенного двигательного режима за счет игрового компонента у 6-7 летних детей, возрастает эффективность усвоения информации; у медлительных детей активизируется функциональная подвижность нервных процессов. (Набокова Ш. К. Влияние подвижных игр на некоторые психофизиологические особенности детей шестилетнего возраста// Теория и практика : физической культуре. 1996. №3). Одной из основных особенностей подвижных игр, является то, что в основе их содержания лежит двигательная деятельность. Содержание двигательной деятельности игроков создает благоприятную стимулирующую среду для формирования у них морально волевых качеств, развитие познавательных способностей, эмоциональной сферы.
3. Состояние практики в подготовительной группе «Чебурашка» МБДОУ д/с № 93: из 30 детей подготовительной возрастной группы 12 детей имеют проблемы в развитии экологического воспитания.
ЦЕЛЬ Создание условий для развития детской экологической культуры через подвижные игры.
ЗАДАЧИ:
• Выявить индивидуальные потребности детей в игровой деятельности.
• Систематизировать детскую подвижную игру через разнообразные формы и методы работы с детьми.
• Интегрировать средствами игровой деятельности экологические знания об окружающем мире.
• Создать условия для воспитания экологической культуры детей.
• В процессе взаимодействия детей с окружающем миром необходимо выявить взаимозависимости, обозначить ценность и целостность природы, а также роль человека в природе.
Предполагаемый результат:
• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• творческое развитие детей;
• развитие эмоциональной отзывчивости.
• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
• повышение познавательной активности;
• усвоение необходимых знаний по теме проекта.
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
• физическое развитие детей;
• заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
• Механизмы реализации цели и задач: система занятий на основе картотеки подвижных дидактических игр, направленная на развитие экологической культуры, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
• Инновационность: моделирование взаимодействия с родителями детей по повышению уровня экологической культуры, познавательной активности детей воспитанников на основе картотеки экологических подвижных игр.
Тип проекта :
• Информационно-творческий
• Кратковременный
• Групповой
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие;
• Физическое развитие.
• Основные формы реализации проекта :
беседы, непрерывно образовательная деятельность, детское художественное творчество, чтение художественной литературы, работа с родителями, игровая деятельность.
Результаты: выставки детских рисунков и поделок. Создание картотеки подвижных экологических игр.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :
I этап- подготовительный.
Сроки реализации: март 2017г.
Цель - создание условий для реализации проекта.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выявление уровня экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Методика «Ранжирование».
2. Изучение методической литературы нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме. Знание нормативных документов.
3. Изменение развивающей предметно-пространственной среды по проблеме развития экологического воспитания старших дошкольников. Оптимизирована предметно-пространственная развивающая среда в группе «Чебурашка».
4. Разработка проекта : создание картотеки подвижных экологических игр на основе систематизации. Систематизация подвижных экологических игр.
II этап –практический.
Сроки реализации – 20 марта 2017 г. – 20 апреля 2017 г.
Цель – реализация системы мероприятий по повышению уровня экологического воспитания у дошкольников подготовительной группы.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1.
Организация игровой деятельности с дошкольниками на основе применения картотеки подвижных экологических игр, направленных на развитие экологического воспитания у дошкольников в режиме прогулок.
Повышение уровня экологического воспитания детей старшей группы, повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
2. Размещение на сайте ДОУ, на информационном стенде информацию для родителей по проблеме экологического воспитания у дошкольников на основе подвижных экологических игр в домашних условиях.
Разработка информационно-практического буклета для родителей «Роль подвижных экологических игр в дошкольном детстве». Повышение компетентности родителей по данной проблеме
III этап – заключительный.
Сроки реализации – апрель 2017 г.
Цель – поведение итогов работы по реализации целей и задач проекта; выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Экологический квест Cистематизировать представления детей о многообразии природы.
2. Выявление уровня экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность внедренной картотеки подвижных экологических игр доказана повышением уровня развития детей на 15%.
.
3. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта и выступление на итоговом педагогическом совете МБДОУ д/с №93 в апреле 2017 года. Презентация по итогам реализации проекта.