Эльвира Латыпова
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство экологического воспитания.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном - к ней отношении. Поэтому необходимо вводить в мир природы детей, учить их культуре общения с растениями и животными. В. А. Сухомлинский рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы - воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по убеждению В. А Сухомлинского, должна быть «не каким - то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как в годы детства требует постоянного общения с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка. Таким образом, к экологическому воспитанию В. А Сухомлинский раскрыл его сущность в широком социальном и нравственно - этическом планах. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую деятельность, а также самого себя. Уникальность опыта экологического воспитания. В. А. Сухомлинского не только в утверждении нового подхода, но и в раскрытии педагогических условий и путей, при которых воспитание через природу развивает личность. Новая технология и подход должен обеспечить высокий уровень развития личности. При этом соблюдать учет возрастных психологических и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это отражает стратегию развивающего образования и предполагает переход от само замкнутых образовательных концентров к единой системе развивающего образования детей в период детства. В познавательном процессе теоретическое мышление и воображение выполняют единую функцию. Различие между ними в том, что мышление схватывает эти принципы в понятийной форме, а воображение - в образной. Творческое воображение претерпевает наиболее интенсивное развитие в дошкольном детстве. Оно активно развивается специфическими средствами дошкольных видов деятельности - игрой, многообразными разновидностями детского творчества.
Публикация «Консультация для родителей „Дидактическая игра как средство экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает "взрослые" смыслы жизни.
Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка. Поэтому и технологии должны быть нацелены на достижение высокого уровня образованности, сформированность ценностных отношений и элементов деятельности и решение следующих задач: адаптация к окружающей природной и социальной среде, гуманистическому отношению к окружающему миру природы, соблюдение этических и нравственных норм. При этом важно, чтобы ребенок стал активным субъектом эмоционально - нравственных проявлений и переживаний.
Универсальным средством психического развития ребенка, выступает игра. Игра знакомит детей с окружающим миром. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Русский писатель Юрий Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Эффективный путь освоения экологической культуры в соответствии с познавательной и адекватной ей образовательной парадигмой состоит в том, чтобы передавать знания, а, используя инструментарий науки, формировать способ мышления, необходимый, для решения существующих и прогнозируемых проблем.
Чего не надо делать:
В экологическом воспитании дошкольника часто во время летних прогулок родители : ' предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?
Поскольку игра - наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто - видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить; хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных итд.