Получи документы

Экологическая тропинка как средство общения ребенка с ближайшим природным окружением

Тамара Корягина
Экологическая тропинка как средство общения ребенка с ближайшим природным окружением

Экологическое воспитание дошкольников – одно из направлений в теории и практике воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.

Публикация «Экологическая тропинка как средство общения ребенка с ближайшим природным окружением» размещена в разделах

Одной из интересных форм экологического образования является создание экологической тропы. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. В качестве объектов экологической тропинки, мы выбираем разные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, гнезда птиц на деревьях, клумбы отдельно цветущих растений, места регулярного скопления насекомых, отдельные камни и т. д.

Этапы создания экологической тропинки :

• Обследовали и выделили наиболее интересные объекты;

• Составили карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с разными символами (карты-схемы содержат небольшое количество информации в виде понятных детям изображений и стрелок. Эти рисунки соединили линией-дорожкой, с помощью которой путешествуем от одного объекта к другому);

• Придумали вместе с детьми «хозяина тропинки» - сказочного персонажа «Лесовичка», который дает задания и приглашает в гости;

• Подготовили таблички с рисунками, подписями всех точек маршрута;

• Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Для повышения интереса детей, совместно с родителями смастерили Лесовичка. Периодически персонаж посылает детям письмо-задание или приглашение на тропинку, театрализованные представления. За оказанную помощь, удачно выполненные задания, сказочный персонаж оставляет на тропинке сюрпризы.

К выбору объекта, оформлению тропинки, привлекала детей, выслушивала их предположения. Тем самым давала детям почувствовать свою причастность к созданию тропинки, поэтому они считают ее своей, проявляют больший интерес к совместной деятельности.

На одном из наших участков создали фрагменты разных естественных сообществ, характерных для нашей местности (лес, луг, что позволяет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны. Красиво цветущие растения у нас подобраны таким образом, что в течение сезона одни цветы сменяют другие, т. е. у нас создана клумба «непрерывного цветения». В разное время мы посещаем разные точки. Одни и те же объекты посещаем много раз, особенно в разные сезоны года.

На примере сорняков объясняю биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой целью обращаю внимание на небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием «вытаптывания» и обсуждаю правила поведения на прогулке.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологического воспитания и оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные праздники, развлечения, экскурсии. Свои впечатления дети выражают в музыкальной, театрализованной, физкультурной, изобразительной деятельности.

Объекты экологической тропинки дают возможность для сенсорного развития, систематических наблюдений, экологических праздников, театрализованных инсценировок с участием Лесовичка для эмоционального развития детей, в частности формирование чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Я убеждена, что экологическое воспитание должно проводиться систематически в тесном контакте с родителями, так как мир природы обширен, многообразен и динамичен. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Список литературы:

1. Дре М. Г. «Навстречу друг другу» с. 3-5

2. Лучич М. В. «Детям о природе» с. 4-8

3. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание 2000г. №4 с. 25-36

4. Федотова А. М. «Экологическое воспитание дошкольников»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропинка как средство общения ребенка с ближайшим природным окружением
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 18:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД