Тамара Корягина
Экологическая тропинка как средство общения ребенка с ближайшим природным окружением
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников – одно из направлений в теории и практике воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.
Публикация «Экологическая тропинка как средство общения ребенка с ближайшим природным окружением» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из интересных форм экологического образования является создание экологической тропы. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. В качестве объектов экологической тропинки, мы выбираем разные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, гнезда птиц на деревьях, клумбы отдельно цветущих растений, места регулярного скопления насекомых, отдельные камни и т. д.
Этапы создания экологической тропинки :
• Обследовали и выделили наиболее интересные объекты;
• Составили карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с разными символами (карты-схемы содержат небольшое количество информации в виде понятных детям изображений и стрелок. Эти рисунки соединили линией-дорожкой, с помощью которой путешествуем от одного объекта к другому);
• Придумали вместе с детьми «хозяина тропинки» - сказочного персонажа «Лесовичка», который дает задания и приглашает в гости;
• Подготовили таблички с рисунками, подписями всех точек маршрута;
• Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Для повышения интереса детей, совместно с родителями смастерили Лесовичка. Периодически персонаж посылает детям письмо-задание или приглашение на тропинку, театрализованные представления. За оказанную помощь, удачно выполненные задания, сказочный персонаж оставляет на тропинке сюрпризы.
К выбору объекта, оформлению тропинки, привлекала детей, выслушивала их предположения. Тем самым давала детям почувствовать свою причастность к созданию тропинки, поэтому они считают ее своей, проявляют больший интерес к совместной деятельности.
На одном из наших участков создали фрагменты разных естественных сообществ, характерных для нашей местности (лес, луг, что позволяет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны. Красиво цветущие растения у нас подобраны таким образом, что в течение сезона одни цветы сменяют другие, т. е. у нас создана клумба «непрерывного цветения». В разное время мы посещаем разные точки. Одни и те же объекты посещаем много раз, особенно в разные сезоны года.
На примере сорняков объясняю биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой целью обращаю внимание на небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием «вытаптывания» и обсуждаю правила поведения на прогулке.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологического воспитания и оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные праздники, развлечения, экскурсии. Свои впечатления дети выражают в музыкальной, театрализованной, физкультурной, изобразительной деятельности.
Объекты экологической тропинки дают возможность для сенсорного развития, систематических наблюдений, экологических праздников, театрализованных инсценировок с участием Лесовичка для эмоционального развития детей, в частности формирование чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Я убеждена, что экологическое воспитание должно проводиться систематически в тесном контакте с родителями, так как мир природы обширен, многообразен и динамичен. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Список литературы:
1. Дре М. Г. «Навстречу друг другу» с. 3-5
2. Лучич М. В. «Детям о природе» с. 4-8
3. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание 2000г. №4 с. 25-36
4. Федотова А. М. «Экологическое воспитание дошкольников»
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.