МААМ-картинки

«Экологическое образование и воспитание дошкольников в процессе изучения природы» (из опыта работы)

Наталья Дубинская
«Экологическое образование и воспитание дошкольников в процессе изучения природы» (из опыта работы)

В системе экологического образования и воспитания важную роль играет дошкольное воспитание. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшего отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры.

Публикация «„Экологическое образование и воспитание дошкольников в процессе изучения природы“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Мой район «Светотехника» находится в зеленой зоне. Имеется лес. Дети с родителями посещают его. Однако из наблюдений за их поведением в природе можно сделать вывод, что они наносят большой вред птицам, разоряют их гнезда, уничтожают зеленую растительность, большое количество цветущих растений. Иногда являются виновниками лесных пожаров.

На занятиях, в процессе наблюдений, бесед, экскурсий и проведения экологического кружка, рассказываю детям о необходимости охраны природы, о соблюдении правил поведения при общении с природой.

Особое внимание уделяю вопросу рационального использования человеком природных богатств. Даю понятия о равновесии в природе.

Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных.

С первых недель пребывания дошкольников в детском саду знакомлю детей с тем, что находится около детского сада: участком, цветником, садовым участком, огородом, учу детей наблюдать за природой. Часто спрашиваю: «Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?», «Что интересного в природе видел, когда шел в лес?». С первых бесед о природе стараюсь заинтересовать детей, показать им красоту природы, ее неповторимость, ее хрупкость и ранимость. Беседуя, говорю: «Найдешь в лесу цветок, не рви его, любуйся им в природе. В руках он завянет, погибнет. Узнай, как называется это растение, чем полезно». Развиваю у воспитанников познавательные потребности, приобщаю их к чтению художественной, детской научной литературы, произведений – Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, Г. Скребицкого, Б. Житкова. Читаем «Экологию в картинках», статьи из журнала «Юный натуралист», «Лесную газету», «Экологическую азбуку» и другие.

В занимательной форме дети знакомятся с природными явлениями, их взаимосвязи с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу.

Я в своих «учениях» пытаюсь воспитывать бережное отношение ко всему живому, к травинке, к разноцветному жуку на этой травинке, к неповоротливой гусенице, к некрасивой жабе. Считаю эту работу очень важной. Ведь сейчас на земле леса сводятся со скоростью 2 га в минуту, ежегодно в мире исчезает один вид животных, а еженедельно – один вид растений.

Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу. На этих природоведческих экскурсиях обращаю внимание детей на конкретные примеры невыполнения правил поведения людей в природе : рассматриваем с детьми рябину или березу с обломанными ветками, стволы деревьев с вырезками или надписями на них, вытоптанную траву, покрытую бумажным мусором и т. д.

При этом предлагаю детям внимательно посмотреть кругом и сказать, какие чувства вызывает у них окружающая их природа. Дети отвечают: «Нет такой красоты», «Жаль деревья и траву», «Грязно и некрасиво» и т. д. Отталкиваясь в ходе беседы от этих примеров, опираясь на них, я формирую правила отношения к растениям, сбора «даров» леса. Даю задания по наблюдению за птицами и другими животными – обитателями леса. Есть у нас излюбленное место в лесу – небольшая полянка в окружении огромных деревьев. Неподалеку мы обнаружили муравейник. Долго стояли, наблюдали за муравьями, уже устала наблюдать, а муравьи все еще не устали работать. Да как работают! Перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. Дети были поражены.

Теперь посещая это место, любуемся работягами – муравьями. Иногда применительно к себе говорим: «Трудимся сегодня, как наши муравьи» - и бываем очень горды этим.

Однажды на стене в группе обнаружила златоглазку. Предложила детям рассмотреть это насекомое, особенно его прозрачные крылышки и огромные глаза золотистого цвета. Объяснила, что за свои глаза насекомое и получила название златоглазка. К нам оно залетело, чтобы перезимовать в тепле. В руки брать насекомое (как и бабочек, и стрекоз) не стоит. Оно слишком хрупкое созданье для наших рук. Рассказала, что личинки златоглазок уничтожают тлю.

В теплый, солнечный день наблюдали за пауками – «путешественниками». Называю их так, и ребята тут же интересуются, почему их так называют. Показываю ребятам летящую паутинку с паучком. Находим еще одного, готового к старту с веточки или травинки, - конечно же путешественники, а как же иначе.

Показываю паука – крестовика. Опять, почему так называют? Рассмотрев его брюшко, ребята сами догадываются, почему он «крестовик».

Объясняю, что пауки питаются насекомыми, многие из которых наносят человеку ущерб. Таких насекомых (мух, комаров, мошек) пауки уничтожают даже больше, чем насекомоядные птицы. До этого многие ребята не могли пройти мимо сети паука, чтобы ее не порвать, а паука не уничтожить. Узнав о жизни и значении пауков, они изменили отношение к ним. А это уже маленькая победа в экологическом воспитании.

Апрельскую экскурсию по парку, лесу посвящаю изучению темы «Наша Родина». Во время экскурсии любуемся красотой просыпающейся природы, наблюдаем за весенним трудом и хлопотами людей. И вдруг видим на обочине дороги грязную гарь. Ребята удивлены, несколько дней назад здесь было иначе. Объясняю, что это тот, кто не знает природы, не любит и не изучает ее законов, решил поработать огнем вместо грабель и метлы. Сжигает прошлогоднюю траву, листья, бумагу – словом мусор, который надо было убрать так, как мы это делаем на своем участке детского сада, а не выжигать траву.

Рассказываю, сколько вреда причинили эти люди природе. Ведь вместе с травой сгорели множество насекомых, лягушки, ящерицы, семян растений. Повредились и корни травы. Так что даже трава на этих местах вырастет теперь не скоро. А если выжечь большое пространство на лугах, то там могут погибнуть и ежи, зайчата, гнезда и выводки птиц. И еще: от поджога сухой травы могут возникнуть лесные пожары.

Рассказывая о насекомых, животных, птицах, рыбах, стараюсь убеждать ребят, что все эти существа – такие же наши «соседи по планете», такие же «братья меньшие» и нуждаются в нашей защите.

Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации. Дети должны составить рассказ или нарисовать, подобрать картинку о том, как надо поступить, если:

- обнаружишь птичье гнездо;

- когда встретишь в лесу маленьких детенышей лесных зверей;

- когда встретишь цветущее растение и т. д.

Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат экологически грамотно относится к ней.

На занятиях обсуждаем, сколько воды утечет из неисправного крана, сколько деревьев надо спилить, чтобы обеспечить тетрадями нашу группу, сад, школу. Сколько деревьев уцелеет, если мы взамен соберем макулатуру. Вне занятий использую ролевые игры: ребята выступают, как экскурсоводы, участники радиопередач, корреспонденты газет и т. д.

В работе по формированию знаний детей о правилах поведения в природе, я широко использую метод творческих заданий. Дети составляют рассказы, рисуют плакаты об охране природы и, совместно составляем содержание подписи на нем: она должна призывать людей к охране природы.

Осенью много говорим об отлете птиц, о зимующих, ночующих птицах, о приближающейся зиме. Дети знают, что в холодное, снежное, зимнее время, поздней осенью и ранней весной птиц надо подкармливать. Во время осенней экскурсии показала, какие семена растений надо заготовить для корма птицам, а что можно оставить на ветках.

Ближе к зиме провела специальное занятие, на котором рассказала детям, как и из чего можно сделать кормушки и куда их повесить, чтобы наши любимые Барсики и Мурзики не помешали кормить птиц. Познакомила с правилами подкормки птиц.

В группе ведется работа с родителями. Совместно проводим творческие вечера, досуги, развлечения, конкурсы. Прошу родителей помочь детям сделать кормушки и организовать систематическую подкормку птиц, распространить плакаты об охране природы и конкретных объектов природы (изготовленных детьми).

Рекомендую родителям проводить больше прогулок на природу, в лес, экскурсий в краеведческий музей, постараться посетить заповедник (Темниковский, для ознакомления с редкими растениями и животными родного края.

Предлагаю детям принять участие в пропаганде природоохранных знаний среди взрослого населения.

Готовим экскурсии для младших школьников. В свои рассказы, для проведения экскурсий, дети включают знания, полученные на занятиях (о растительном и животном мире, подбирают материал об обзоре жизни отдельных птиц и зверей из «копилки» собственных знаний.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников» «Экологическое воспитание дошкольников» Игровые технологии Приобщение дошкольника к экологической культуре, концентрирует в себе общечеловеческие.

Что такое экология Границы разделяют государства, делят территории суши и морей. Но невозможно разделить планету Земля, ее природу и подчинить ее развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологическое образование и воспитание дошкольников в процессе изучения природы» (из опыта работы)
Опубликовано: 14 октября 2014 в 21:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД