Галина Праслова
Экологическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В экологическом развитии детей дошкольного возраста – познание является одним из важных направлений. (сл. № 1) Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности (сл. №2). Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности направленное на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активности всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира (сл. № 3).
Публикация «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить к восприятию информации на словесном уровне (сл. № 4. Здесь выделяется два этапа: 1 этап - рассказывается о каком-либо интересном объекте или явлении (сл. № 5); 2 этап - показывается детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем (сл. № 6).
В моей работе с дошкольниками одной из форм познания окружающего мира является наблюдение (сл. № 7). Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно и восприятие, и мышление и речь.
Цель наблюдения – это усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлении.
Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой (сл. № 8)
Наблюдение – это специальное организованное целенаправленное, более или менее длительное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Они сравнивают объекты между собой, показывают взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями того, что видят дети в этот момент (сл. № 9).
В процессе наблюдения я задаю вопросы, предлагаю внимательно обследовать объекты наблюдения, используя диалог с детьми – дети не только слушают, а ещё обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании. Чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике (сл. №10).
Наблюдения в детском саду я использую систематически, приучаю детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развиваю тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решаю задачи интеллектуального воспитания.
В зависимости от познавательных задач использую различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, и т. д.
А для накопления знаний о росте и развитии растений, о сезонных изменениях в природе использую более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (сл. № 11).
Так, например, весной - это наблюдение за первой зелёной травой, за появлением первоцветов – одуванчиков. Здесь я развиваю наблюдательность, формирую умение рассматривать объект наблюдения (одуванчика). При этом у ребёнка расширяется кругозор, формируется представление об одуванчике, как о первом весеннем цветке (сл. № 12)
Для закрепления полученных знаний, мы играем в дидактические игры разного характера, выполняем аппликации, рисуем (сл. № 13).
А ещё у нас в группе есть дерево ручной работы, на котором дети самостоятельно меняют листву, тем самым уже довольно осознанно закрепляя знания об сезонных изменениях в природе (сл. № 14)