Лучший педагог года

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей (12 фото)

Елена Петрова
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Публикация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей» размещена в разделах

Таким образом, свою профессиональную деятельность я направила на решение проблемы поиск эффективных, современных форм, путей и методов, создания условий для организации экологического образования дошкольников.

Цель: Создание, апробирование и определение эффективности комплекса различных педагогических форм, методов и приёмов, направленных на повышение деятельностной и коммуникативной компетенций в экологическом образовании детей.

Задачи: 1. Создать педагогические условия для формирования основ экологического мировоззрения и культуры у детей.

2. Определить методы педагогического руководства в экологическом воспитании детей.

3. Создать систему педагогического взаимодействия с семьей, направленную на становление коммуникативной и деятельностной компетенций ребенка.

4. Проанализировать результаты деятельности.

Реализуя данное направление деятельности, я применял комплексный подход к экологическому воспитанию детей.

Он предполагал:

- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

- Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

- Участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общая направленность деятельности:

-организация предметно – развивающей среды.

-выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;

-разработка плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.

Значительное место в экологической работе было отведено творческой деятельности детей, развитию их креативности.

Креативность один из показателей готовности ребёнка к школе.

Организовала деятельность детей по:

- восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой;

- изодеятельности (рисование по темам, литературным произведениям);

- организации выставок детского творчества,

изготовление поделок из природного и бросового материала.

Традицией стало проведение праздников, конкурсов, театрализованных представлений, своей яркостью и всплеском эмоций они привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определённых обязанностей по отношению к природе.

Фото №1 Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе

Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

С целью получения чувственного первичного опыта были организованы целевые прогулки, экскурсии в музей, игра, труд на участке и в уголке природы, моделирование, экспериментирование, изобразительная деятельность.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектно - исследовательской деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Были разработаны и реализованы такие проекты: «Экологическая почта» - это длительная сюжетно-ролевая игра, она нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.

Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – считаю эффективным методом - экотренинг. Кроме того, он даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность. Такие упражнения как: «Птицы», «Ароматная сказка», «Лесной карнавал», «Природный оркестр», «Чудо краски», «Разведчики природы» и т. д.

Фото №2 Интерес дошкольника к окружающему миру желание познать и освоить все новое основа формирования этого качества

Экологическая акция – социально значимое комплексное мероприятие экологического содержания. Обычно акции приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому имеют общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат способом пропаганды экологических идей среди родителей. Например, акция "Зелёная ёлочка - живая иголочка" длится около 1,5 месяцев и предполагает проведение следующих мероприятий: цикл наблюдений за елью, создание плакатов в защиту живой ели (в детском саду и на уровне города, традиционный новогодний утренник, праздник-досуг на Рождество, осмотр выброшенных елей.

«Пусть будет зима доброй для пернатых» - ярмарка – реклама кормушек и подкормка птиц в зимнее время.

Фото №3 Интенсивное изменение окружающей жизни активное проникновение научно технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и

«Чистое утро» - уборка территории. Цель этой акции: учить и воспитывать детей жить в согласии с окружающей средой, природой, не загрязняя её бытовым мусором.

Фото №4 Воспитание детей

«Чтобы деревья стали большими» - аллея выпускников.

Фото №5 Материалы для педагогов воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий

Экологический марафон длился целый месяц - апрель и реализовывался через организацию специальных занятий развивающего типа в преддверии Дня Земли. Заключительным этапом этого марафона – были праздники такие как «С днём рождения Земля», «Путешествие по странам и континентам» и т. п.

Фото №6 Публикация Экологическое воспитание это воспитание нравственности духовности и интеллекта детей размещена в разделах Воспитание детей Фото №7 Экология экологическое воспитание природа экологического образования дошкольников

В рамках экологического марафона проходили: «Уроки доброты», «Экологические беседы», «Экологические диспуты», «Час экологического чтения», «Выставка рекордов природы», «Интеллектуальные игры».

«Учебные исследования» Цель: Развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков.

Фото №8 Создать педагогические условия для формирования основ экологического мировоззрения и культуры у детей

Взаимодействие с родителями осуществляла дифференцированно. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, практикумы, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей. Родительское собрание я начала с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Считаю, что эффективной формой взаимодействия с родителями является круглый стол, например, "Воспитание доброты к природе". Начала с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей организовывала отдельную беседу.

Ещё одна форма - это педагогические ширмы, в которых родителям давала чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомила детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Консультацию, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", начинала с просмотра выставки книг по природе для детей. Дети показали родителям сценку «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра побеседовали с родителями, дала конкретные советы, порекомендовала детям дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие - то телевизионные передачи и т. д.

Дети совместно с родителями принимали активное участие в конкурсах и выставках организованных СЮН. Занимали призовые места.

Такие формы взаимодействия дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. А так же эти формы взаимодействия позволяют выстроить доверительные, партнёрские отношения.

Я считаю необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.

В группе создан природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними. Уголок экспериментирования оснащен разнообразным материал для экспериментирования и опытнической деятельности (образцы материалов, схемы опытов, ёмкости, лупы, материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом, бумагой, магнитом и т. д.)

Фото №9 Определить методы педагогического руководства в экологическом воспитании детей

Создала банк: сценариев праздников, экскурсий, занятий; картотеку «Дидактических игр»; библиотечный фонд.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры с перфокартами, лото с элементами моделирования, игры: «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Использую словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем. Вместе с родителями изготавливали наглядные пособия, иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи, и пр.).

Фото №10 Создать систему педагогического взаимодействия с семьей направленную на становление коммуникативной и деятельностной компетенций ребенка Фото №11 Проанализировать результаты деятельности

Предполагаю продолжить работу над развитием предметно - развивающей среды. Так как она требует постоянного обновления.

На следующем этапе получила информацию о степени реализации педагогического проекта.

Таким образом, я считаю, что созданные мною условия позволили детям строить отношения с природой с осознанной позиции. Дети познали элементарные законы природы и хорошо понимают свою роль в окружающей среде. Каждый ребёнок имеет рисунки, поделки, гербарии, книжки – самоделки. Дети с удовольствием играют в игры, в которых отражается положительное отношение к природе. С большим желанием ухаживают за животными и растениями. Выпускники моей группы принимают активное участие в школьных мероприятиях экологического характера, таких как: Фестивальное движение ««Интеллектуалы Среднего Урала», форум «Эко»»

Все перечисленные факты говорят о том, что в результате проделанной работы есть положительная динамика и что данная проблема является интересной и востребованной.

Публикации по теме:

Аналитическая справка об освоении детьми основной программы Согласно промежуточным результатам «Программа воспитания и обучения в детском саду» освоена на 96 % По итогам тестирования показаны положительные.

Кружок Угадай-ка. Математика может и должна играть особую роль образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 21:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД