Наталья Живулько
Экотропа — как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экотропа — как средство экологического воспитания дошкольников
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Началом формирования экологической культуры личности по праву считается дошкольное детство, т. к. именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой на всю жизнь, остаются в памяти человека.
Публикация «Экотропа — как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Возможно уже не столь новая, но по прежнему интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы - учебного специального оборудованного маршрута на природе.
Цель создания экотропы : активизация деятельности по благоустройству территории дошкольного учреждения, проведение наблюдений и практических занятий с детьми по ознакомлению с природой.
Задачи:
• Помочь детям понять, что в природе все взаимосвязано, раскрыть необходимость и целесообразность природных связей, умение использовать природу разумно и бережно;
• Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (правила поведения в природе);
• Формировать практические умения дошкольников по уходу за растениями, прививать любовь к природе.
Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми 2 - 7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.
Создание тропы мы начинали с разработки схемы-маршрута и планирования экологических объектов. Нами были выделены те места, которые содержат интересные природные объекты, существующие и созданные на территории детского сада.
Объектами нашей тропы стали: деревья, кустарники, лекарственные растения, специально высаженные на участке, альпийская горка, клумбы с различными видами цветов, овощной огород с грядками и парником. Места, посещаемые птицами, мы оснастили кормушками и скворечниками. Отдельно выделили березовую мини-аллею.
Около каждого объекта экотропы разместили знаки, обозначающие название данного объекта. Дети участвовали в разработке и изготовлении знаков в процессе реализации проекта «Экологические знаки».
Количество объектов (остановок) экотропы - 10.
Остановка № 1 «Клумба с многолетними цветами».
Остановка № 2 «Клумба с однолетними цветами».
Остановка № 3 «Альпийская горка».
Здесь мы знакомим детей с отличительными особенностями произрастания разных видов цветов, их зависимости от количества света, тепла, влаги и т. д. способах посадки, взращивания, ухода за ними. Прививаем любовь к труду, раскрывая его необходимость и целесообразность.
Остановка №4 «Аптекарский огород». Здесь мы выделили участок для посадки лекарственных растений. Знакомили детей с лечебными свойствами таких растений, как мята, чабрец, шалфей, способами приготовления полезных отваров и чаев.
Остановка №5 «Сиреневый куст».
Остановка №6 «Яблоня».
Остановка №7 «Мини-аллея берез».
На данных объектах выделяли отличительные особенности кустарников и деревьев, знакомили детей с разнообразием деревьев и кустарников, способами ухода за ними. Здесь дети имели возможность наблюдать за происходящими изменениями с деревьями и кустарниками в разное время года.
Остановка № 8 «Птичья столовая». Подкармливая птиц, дети имеют возможность реально оказать им помощь в холодное время года, а летом и весной наслаждаться их щебетанием и пением. Кроме этого, на достаточно близком расстоянии ребята могут понаблюдать за их повадками, внешним видом и т. д.
Остановка № 9 «Ягодные кусты». Помимо полученных знаний о разнообразии кустарников, проводим работу с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (нельзя срывать и есть ягоды с незнакомых растений, ягодные кустарники могут быть не только съедобными, но и опасными для жизни).
Остановка №10 «Наш огород». В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений: картофеля, помидоров, свеклы, капусты, кабачков, лука. Выращенные овощи идут на приготовление различных блюд, и дети могут в полной мере оценить результаты своего труда.
Дети, как никто другой, нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот помогали сохранить свою душевность на всю жизнь.