Приложение МААМ

Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет (12 фото)

Светлана Смирнова
Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы

"Экскурсия в мини-музей русского народного быта"

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре, обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

-способствовать развитию интереса к русской культуре, крестьянскому быту, русскому народному фольклору;

Публикация «Экскурсия в мини-музей русского народного быта, Фотоотчет» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа;

Развивающие:

- способствовать развитию социально-культурных навыков, творческих способностей;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

- обогащать словарь детей народными пословицами и поговорками, загадками, новыми словами.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;

- уважение к традициям и обычаям своего народа;

- воспитывать интерес к русскому фольклору;

- способствовать воспитанию эстетических, культурных навыков.

Методические приемы:

Словесные:

- пословицы и поговорки;

- отгадывание загадок

- чтение отрывков из сказок;

- рассказы об устройстве русской избы, о предметах народного быта : печь, лапти, валенки, прялка, ложка, чугунок, ухват, крынка, самовар.

Наглядные:

- рассматривание предметов русского быта.

- презентации «Русская изба», «Русские народные сказки».

- сценка «Семечки».

Оборудование: предметы русского быта, проектор, экран, народные музыкальные инструменты, самовар, угощение.

Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей? Они пришли на вас посмотреть и себя показать. Мы гостям всегда рады. Не зря на Руси говорили: «Гость на порог, хозяину-радость.

Проходите, гости дорогие!

Мы не просто вас встречаем,

В наш музей мы приглашаем!

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим виртуальную прогулку в прошлое и познакомимся с предметами русского быта. И экскурсоводы в нашем музее будут не совсем обычные, это ваши бабушки.

Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет
Фото №1 Экскурсия в мини музей русского

У каждого человека есть свой дом. Сейчас многие из вас живут в больших многоэтажных домах, в благоустроенных квартирах, где есть свет, вода, газ. Но так было не всегда.

В старину, у наших дедушек и бабушек, тоже были тёплые дома с печками. Назывались они избами. О русской избе мы попросим рассказать бабушку Димы С.

1 экскурсовод : Изба – традиционное русское жилище. Мастера-плотники с помощью топора рубили избу из бревен, из дерева. Все избы были покрыты крышами. Она была покатая, чтобы дождь скатывался с крыши,а зимой снег не задерживался и не мог ее продавить. Изба была самым главным хранителем семейных традиций. Здесь проживала большая дружная семья. Изба состояла из двух частей: холодной – называлась она «сени» и теплой – где жили люди. Под полом делали небольшой подвал, который назывался «подпол». Там хранили урожай, варенья, соленья, и какие-то вещи. Наверху была небольшая комната, которая назвалась «светелка», она не отапливалась. Еще называют чердак. У входа в избу делали крыльцо.

Воспитатель: Давайте поблагодарим бабушку за интересный рассказ. О том, что находилось внутри избы, нам расскажет бабушка Даниила Г.

2 экскурсовод : Внутри избы находилась комната – «Горница». Здесь принимали гостей. Мебели было не много, стол, лавки, сундуки, посудные полки. Обратите внимание на стол. Как вы думаете, почему он такой большой? Догадались?

(Ответы детей)

2 экскурсовод : Правильно. В старину семьи были большими. Во время обеда все рассаживались за стол на лавки. Стол стоял в углу, лавки располагались у стен. Одни были прибиты к стене, их нельзя было передвигать. Они были широкие, и на них можно было спать. Другие лавки были поменьше, и их можно было передвинуть. Сундуки служили вместо шкафа, в них хранили одежду, а так же на них можно было спать. Самых дорогих гостей усаживали в «красный угол». А как вы думаете, почему его так называли?

(Ответы детей)

2 экскурсовод : Красный – это значит красивый. Здесь располагались иконы, свечи, лампадки. Украшали «красный угол» вышитыми полотенцами – «рушниками». На полу лежали домотканые половики.

Воспитатель: Спасибо вам за интересный и познавательный рассказ.

А мы продолжаем нашу экскурсию. В старинной избе было очень много предметов, без которых в хозяйстве не обойтись. Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь на неё найти отгадку.

Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать.

А избы моей сердечко-

Русская большая…

Дети: Печка

Фото №2 Народная культура фольклор народного быта Цель Приобщение детей к русской национальной культуре обычаям и традициям русского народа

Воспитатель: О русской печке мы попросим рассказать бабушку Ани Т.

3 экскурсовод : Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь - это сердце дома. Без печки дом считался нежилым. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур. Утром рано, когда все ещё спят, встанет хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку, что б тепло в доме было. До сих пор в некоторых деревянных домах сохранились русские печи. Складывали печь из кирпича, обмазывали глиной, затем белили – покрывали специальной белой краской. И стояла она белая да красивая. Топят печь дровами. Дров печь берёт немного, а тепло хранит долго. О печи в старину говорили так: Она и поилица и кормилица! Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(Ответы детей)

Фото №3 Наглядные рассматривание предметов русского быта

3 экскурсовод : В русской печи готовили щи, пекли хлеб, пироги. А такой рассыпчатой каши и пышных караваев, как из русской печи не видать не едать. Поэтому и полюбили хозяюшки русскую печку, как родного человека. Говорили – печь согревает, кормит, освещает, моет, парит, лечит, сушит. Угол, около печки, называли «печным». Это было царство женщины-хозяйки. Здесь колыбельку качали, дети играли, старые обитали. На полатях в тепле спали. Полати – это настил из досок, рядом с печкой. Там было тепло и тоже можно было спать. Забирались на полати по лесенке, прикрепленной к стене.

Воспитатель:

О русской печи, ребята, сложены мудрые народные пословицы.

Ну-ка, кто их знает, пусть скорее отвечает!

(Ответы детей)

«Без печи – изба не изба».

«Русская печь – царица дома».

«Что есть в печи – всё на стол мечи».

«Мала печка, да тёпленька»,

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

«На печи всегда лето красное»

Воспитатель:

Молодцы! Раз, два, три, четыре, пять. Предлагаю поиграть!

Воспитатель:

Наша игра называется «Сказочная печка!»

За свою жизнь русский народ сложил много сказок. Некоторые мы сейчас вместе вспомним, но только те, в которых упоминается печка. Слушайте внимательно отрывки из сказок и постарайтесь отгадать о какой сказке идёт речь.

(дети отгадывают сказку, на экране появляется изображение сказки)

Воспитатель:

«К счастью на дороге стоит печка. Печка, печка, спрячь меня! Съешь моего ржаного пирожка! Девочка скорее пирожок съела, да с братцем в печку залезла, заслонкой прикрылась». («Гуси- лебеди»)

«Из чего испечь- то? Муки нету! Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось и наберёшь немножко» («Колобок»)

«Схватила Лиса его, домой притащила, печку истопила. На лопату его посадила, а он маленький, да удаленький, ножки, ручки растопырил и в печку то не идёт…»

«Я Лисичка -сестричка! Пустите переночевать! … Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку» («Лисичка со скалочкой»)

«В ту пору Иван Царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне» («Царевна Лягушка»)

«Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь»(«Маша и медведь»)

«Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю» («По щучьему велению»)

«Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка». («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель:

Ай, да молодцы! А теперь честной народ, становитесь в хоровод!

Мы не будем здесь скучать, предлагаю поиграть!

Русская народная игра «Золотые ворота»

Воспитатель:

Вот как славно поиграли. И нисколько не устали. Пора возвращаться в музей.

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: Поговорим мы с вами сейчас о тех предметах, которые помогали хозяйкам готовить да работать в доме. А познакомит нас с этим бабушка Егора Т.

Фото №4 презентации Русская изба Русские народные сказки Фото №5 сценка Семечки

4 экскурсовод : Возле русской печки всегда стояли ухваты, разного размера. Ими хозяева легко доставали горячие чугунки с щами или кашей. Чугунки с пищей ставили на стол, все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем (показывает) которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. А ещё в избе были глиняные крынки и горшочки для хранения разных продуктов (показывает). Молоко и сметана в них долго оставались свежими. Чугунок (показывает) был незаменим в хозяйстве. Называется он так, потому, что сделан из особого вида металла- чугуна. По весу он очень тяжёлый. Но его смело можно ставить в печь для приготовления пищи, он огня не боится и никогда не разобьётся! Кстати этому чугунку больше 100 лет!

Воспитатель: Как интересно! Давайте потрогаем его,погладим. (воспитатель даёт каждому ребёнку потрогать чугунок)

Воспитатель: Как бы про него рассказали? Какими словами, он какой?

(Ответы детей)

4 экскурсовод : В вашем музее есть еще один предмет, а какой, вы узнаете сами, отгадав загадку.

Что б есть суп – она большая,

И для каши есть такая.

Меньше чайная, немножко

Что это? Конечно… (Ответы детей)

Фото №6 Оборудование предметы русского быта проектор экран народные музыкальные инструменты самовар угощение

4 экскурсовод : Верно, это ложка (берёт, показывает). В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И даже в гости всегда ходили со своей ложкой, даже поговорка такая была «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложки были разными (берё т 2 ложки: одна расписная, другая нет). Посмотрите на эти ложки, чем они отличаются?

(Ответы детей)

4 экскурсовод : Правильно, такими не раскрашенными ложками ели. Даже горячей едой не обожжёшь ротик. А на таких (показывает) раскрашенных играли как на музыкальных инструментах (стучит ложками) на праздниках и гуляньях.

Воспитатель:

Что ж ребята, предлагаю вам на ложках поиграть. (выходят 5 детей играют на ложках)

Фото №7 Предварительная работа чтение пословиц поговорок

Воспитатель: Но не только на ложках играли наши предки. Были и другие музыкальные инструменты. Выходите, поиграйте на этих инструментах.

(дети играют под музыкальное сопровождение)

Фото №8 Отгадывание загадок чтение русских народных сказок рассматривание иллюстраций к ним

Воспитатель: А чем же интересно занимались русские люди по вечерам? Ведь у них не было не телевизора, не телефона.

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте послушаем, что нам расскажет еще один наш экскурсовод. Бабушка Ильи К.

5 экскурсовод : Вечерами, когда все дела по дому и по хозяйству сделаны были, то мужчины плели лапти из коры липы, берёзы, дуба (показывает на лапти)

Фото №9 Проведение русских народных игр хороводов

Это была обувь русского народа в тёплое время года. А для холодов валяли обувь из овечьей шерсти, которая называется валенки (показывает на валенки). В каждой избе была прялка (показывает) на ней пряли пряжу из шерсти, делали нити, из которых вязали себе одежду. Кстати, свою первую прялочку девочки получали уже в 7 лет и учились на ней прясть. Женщины и девушки плели кружево, мололи зерно, шили, вышивали, ткали половички.

Воспитатель: А по вечерам, когда все домашние дела были сделаны, выходили люди во дворы, садились на завалинку да. разговоры вели о житье – бытье, песни пели да семечки грызли. И мы предлагаем вам посмотреть сценку, которая так и называется «Семечки». А исполнят её для вас Соня Р. и Дима С.

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит

Всем чай пить велит.

(Ответы детей)

5 экскурсовод :

В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай с мёдом, с пирогами, баранками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: Я думаю, что вы тоже не откажитесь попить чай из настоящего самовара.

Просим всех к столу садится -

Вкусным чаем угоститься.

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Под музыку дети и гости идут пить чай.

Фото №10 Ход Воспитатель Ребята посмотрите сколько у нас сегодня гостей Они пришли на вас посмотреть и себя показать Фото №11 Мы гостям всегда рады

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Экскурсия в мини-музей «Ямал — мой край родной»Экскурсия в мини-музей «Ямал — мой край родной» Цель: формировать представления детей о времени года зимаЭкскурсия в мини - музей «Ямал- мой край родной» Цель: познакомить детей с родным.

Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века»Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века» Сегодня мы со своими детьми, воспитанниками средней группы, посетили музей городского быта. Встретила нас очень доброжелательный экскурсовод.

Фотоотчёт «Экскурсия в мини-музей»Фотоотчёт «Экскурсия в мини-музей» В рамках проекта «Мы память бережно храним», 18 марта дети группы «Незабудка» провели экскурсию в мини-музей «Война в детских макетах».

Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!»Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!» Вторая неделя ноября имела тему: «Мой город (посёлок, малая Родина». Итоговым мероприятием тематической недели было посещение мини-музея.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Экскурсия в Музей Боевой Славы 17 дивизии Народного Ополчения. Фотоотчет.Экскурсия в Музей Боевой Славы 17 дивизии Народного Ополчения. Фотоотчет. Мы продолжаем работу над проектами «Давно была война…» и «Я- Москвич». 5 декабря 2016г. исполнилось 75 лет начала контрнаступления советских.

Экскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочетЭкскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочет Экскурсия в музей народного быта "Дом Семёна-ложкаря", фотоочет. Работа представлена, как одна из форм организации совместной образовательной.

Экскурсия в мини-музей галереи картинЭкскурсия в мини-музей галереи картин Экскурсия в мини – музей галереи картин. Совсем недавно в нашем детском саду открылась картинная галерея, в которой разместили репродукции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет
Опубликовано: 31 марта 2024 в 19:00
+144Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Смирнова (УИ 674516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД