Светлана Смирнова
Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
"Экскурсия в мини-музей русского народного быта"
Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре, обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
-способствовать развитию интереса к русской культуре, крестьянскому быту, русскому народному фольклору;
Публикация «Экскурсия в мини-музей русского народного быта, Фотоотчет» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа;
Развивающие:
- способствовать развитию социально-культурных навыков, творческих способностей;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
- обогащать словарь детей народными пословицами и поговорками, загадками, новыми словами.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;
- уважение к традициям и обычаям своего народа;
- воспитывать интерес к русскому фольклору;
- способствовать воспитанию эстетических, культурных навыков.
Методические приемы:
Словесные:
- пословицы и поговорки;
- отгадывание загадок
- чтение отрывков из сказок;
- рассказы об устройстве русской избы, о предметах народного быта : печь, лапти, валенки, прялка, ложка, чугунок, ухват, крынка, самовар.
Наглядные:
- рассматривание предметов русского быта.
- презентации «Русская изба», «Русские народные сказки».
- сценка «Семечки».
Оборудование: предметы русского быта, проектор, экран, народные музыкальные инструменты, самовар, угощение.
Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей? Они пришли на вас посмотреть и себя показать. Мы гостям всегда рады. Не зря на Руси говорили: «Гость на порог, хозяину-радость.
Проходите, гости дорогие!
Мы не просто вас встречаем,
В наш музей мы приглашаем!
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим виртуальную прогулку в прошлое и познакомимся с предметами русского быта. И экскурсоводы в нашем музее будут не совсем обычные, это ваши бабушки.
У каждого человека есть свой дом. Сейчас многие из вас живут в больших многоэтажных домах, в благоустроенных квартирах, где есть свет, вода, газ. Но так было не всегда.
В старину, у наших дедушек и бабушек, тоже были тёплые дома с печками. Назывались они избами. О русской избе мы попросим рассказать бабушку Димы С.
1 экскурсовод : Изба – традиционное русское жилище. Мастера-плотники с помощью топора рубили избу из бревен, из дерева. Все избы были покрыты крышами. Она была покатая, чтобы дождь скатывался с крыши,а зимой снег не задерживался и не мог ее продавить. Изба была самым главным хранителем семейных традиций. Здесь проживала большая дружная семья. Изба состояла из двух частей: холодной – называлась она «сени» и теплой – где жили люди. Под полом делали небольшой подвал, который назывался «подпол». Там хранили урожай, варенья, соленья, и какие-то вещи. Наверху была небольшая комната, которая назвалась «светелка», она не отапливалась. Еще называют чердак. У входа в избу делали крыльцо.
Воспитатель: Давайте поблагодарим бабушку за интересный рассказ. О том, что находилось внутри избы, нам расскажет бабушка Даниила Г.
2 экскурсовод : Внутри избы находилась комната – «Горница». Здесь принимали гостей. Мебели было не много, стол, лавки, сундуки, посудные полки. Обратите внимание на стол. Как вы думаете, почему он такой большой? Догадались?
(Ответы детей)
2 экскурсовод : Правильно. В старину семьи были большими. Во время обеда все рассаживались за стол на лавки. Стол стоял в углу, лавки располагались у стен. Одни были прибиты к стене, их нельзя было передвигать. Они были широкие, и на них можно было спать. Другие лавки были поменьше, и их можно было передвинуть. Сундуки служили вместо шкафа, в них хранили одежду, а так же на них можно было спать. Самых дорогих гостей усаживали в «красный угол». А как вы думаете, почему его так называли?
(Ответы детей)
2 экскурсовод : Красный – это значит красивый. Здесь располагались иконы, свечи, лампадки. Украшали «красный угол» вышитыми полотенцами – «рушниками». На полу лежали домотканые половики.
Воспитатель: Спасибо вам за интересный и познавательный рассказ.
А мы продолжаем нашу экскурсию. В старинной избе было очень много предметов, без которых в хозяйстве не обойтись. Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь на неё найти отгадку.
Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать.
А избы моей сердечко-
Русская большая…
Дети: Печка
Воспитатель: О русской печке мы попросим рассказать бабушку Ани Т.
3 экскурсовод : Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь - это сердце дома. Без печки дом считался нежилым. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур. Утром рано, когда все ещё спят, встанет хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку, что б тепло в доме было. До сих пор в некоторых деревянных домах сохранились русские печи. Складывали печь из кирпича, обмазывали глиной, затем белили – покрывали специальной белой краской. И стояла она белая да красивая. Топят печь дровами. Дров печь берёт немного, а тепло хранит долго. О печи в старину говорили так: Она и поилица и кормилица! Чем же могла печь накормить своих хозяев?
(Ответы детей)
3 экскурсовод : В русской печи готовили щи, пекли хлеб, пироги. А такой рассыпчатой каши и пышных караваев, как из русской печи не видать не едать. Поэтому и полюбили хозяюшки русскую печку, как родного человека. Говорили – печь согревает, кормит, освещает, моет, парит, лечит, сушит. Угол, около печки, называли «печным». Это было царство женщины-хозяйки. Здесь колыбельку качали, дети играли, старые обитали. На полатях в тепле спали. Полати – это настил из досок, рядом с печкой. Там было тепло и тоже можно было спать. Забирались на полати по лесенке, прикрепленной к стене.
Воспитатель:
О русской печи, ребята, сложены мудрые народные пословицы.
Ну-ка, кто их знает, пусть скорее отвечает!
(Ответы детей)
• «Без печи – изба не изба».
• «Русская печь – царица дома».
• «Что есть в печи – всё на стол мечи».
• «Мала печка, да тёпленька»,
• «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
• «На печи всегда лето красное»
Воспитатель:
Молодцы! Раз, два, три, четыре, пять. Предлагаю поиграть!
Воспитатель:
Наша игра называется «Сказочная печка!»
За свою жизнь русский народ сложил много сказок. Некоторые мы сейчас вместе вспомним, но только те, в которых упоминается печка. Слушайте внимательно отрывки из сказок и постарайтесь отгадать о какой сказке идёт речь.
(дети отгадывают сказку, на экране появляется изображение сказки)
Воспитатель:
«К счастью на дороге стоит печка. Печка, печка, спрячь меня! Съешь моего ржаного пирожка! Девочка скорее пирожок съела, да с братцем в печку залезла, заслонкой прикрылась». («Гуси- лебеди»)
«Из чего испечь- то? Муки нету! Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось и наберёшь немножко» («Колобок»)
«Схватила Лиса его, домой притащила, печку истопила. На лопату его посадила, а он маленький, да удаленький, ножки, ручки растопырил и в печку то не идёт…»
«Я Лисичка -сестричка! Пустите переночевать! … Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку» («Лисичка со скалочкой»)
«В ту пору Иван Царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне» («Царевна Лягушка»)
«Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь»(«Маша и медведь»)
«Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю» («По щучьему велению»)
«Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка». («Волк и семеро козлят»)
Воспитатель:
Ай, да молодцы! А теперь честной народ, становитесь в хоровод!
Мы не будем здесь скучать, предлагаю поиграть!
Русская народная игра «Золотые ворота»
Воспитатель:
Вот как славно поиграли. И нисколько не устали. Пора возвращаться в музей.
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Поговорим мы с вами сейчас о тех предметах, которые помогали хозяйкам готовить да работать в доме. А познакомит нас с этим бабушка Егора Т.
4 экскурсовод : Возле русской печки всегда стояли ухваты, разного размера. Ими хозяева легко доставали горячие чугунки с щами или кашей. Чугунки с пищей ставили на стол, все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем (показывает) которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. А ещё в избе были глиняные крынки и горшочки для хранения разных продуктов (показывает). Молоко и сметана в них долго оставались свежими. Чугунок (показывает) был незаменим в хозяйстве. Называется он так, потому, что сделан из особого вида металла- чугуна. По весу он очень тяжёлый. Но его смело можно ставить в печь для приготовления пищи, он огня не боится и никогда не разобьётся! Кстати этому чугунку больше 100 лет!
Воспитатель: Как интересно! Давайте потрогаем его,погладим. (воспитатель даёт каждому ребёнку потрогать чугунок)
Воспитатель: Как бы про него рассказали? Какими словами, он какой?
(Ответы детей)
4 экскурсовод : В вашем музее есть еще один предмет, а какой, вы узнаете сами, отгадав загадку.
Что б есть суп – она большая,
И для каши есть такая.
Меньше чайная, немножко
Что это? Конечно… (Ответы детей)
4 экскурсовод : Верно, это ложка (берёт, показывает). В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И даже в гости всегда ходили со своей ложкой, даже поговорка такая была «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложки были разными (берё т 2 ложки: одна расписная, другая нет). Посмотрите на эти ложки, чем они отличаются?
(Ответы детей)
4 экскурсовод : Правильно, такими не раскрашенными ложками ели. Даже горячей едой не обожжёшь ротик. А на таких (показывает) раскрашенных играли как на музыкальных инструментах (стучит ложками) на праздниках и гуляньях.
Воспитатель:
Что ж ребята, предлагаю вам на ложках поиграть. (выходят 5 детей играют на ложках)
Воспитатель: Но не только на ложках играли наши предки. Были и другие музыкальные инструменты. Выходите, поиграйте на этих инструментах.
(дети играют под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: А чем же интересно занимались русские люди по вечерам? Ведь у них не было не телевизора, не телефона.
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте послушаем, что нам расскажет еще один наш экскурсовод. Бабушка Ильи К.
5 экскурсовод : Вечерами, когда все дела по дому и по хозяйству сделаны были, то мужчины плели лапти из коры липы, берёзы, дуба (показывает на лапти)
Это была обувь русского народа в тёплое время года. А для холодов валяли обувь из овечьей шерсти, которая называется валенки (показывает на валенки). В каждой избе была прялка (показывает) на ней пряли пряжу из шерсти, делали нити, из которых вязали себе одежду. Кстати, свою первую прялочку девочки получали уже в 7 лет и учились на ней прясть. Женщины и девушки плели кружево, мололи зерно, шили, вышивали, ткали половички.
Воспитатель: А по вечерам, когда все домашние дела были сделаны, выходили люди во дворы, садились на завалинку да. разговоры вели о житье – бытье, песни пели да семечки грызли. И мы предлагаем вам посмотреть сценку, которая так и называется «Семечки». А исполнят её для вас Соня Р. и Дима С.
Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
(Ответы детей)
5 экскурсовод :
В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай с мёдом, с пирогами, баранками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: Я думаю, что вы тоже не откажитесь попить чай из настоящего самовара.
Просим всех к столу садится -
Вкусным чаем угоститься.
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Под музыку дети и гости идут пить чай.