Занятие по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк»

Ирина Шадрина
Занятие по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк»

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»ПО ТЕМЕ:

«ЭКСКУРСИЯ В ЗИМНИЙ ПАРК»

АВТОР: ШАДРИНА И. В.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Здоровье, Чтение художественной литературы.

МБДОУ ВМР «Сосновский детский сад»

Вологогодский район

п. Сосновка

ЦЕЛЬ:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить заботиться о них.

ЗАДАЧИ:

1. Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, морозно, солнце не греет, снег укутал землю, он серебрится и сверкает на солнце, ветер холодный, деревья, кусты, трава под снегом живые, не растут, а спят).

2. Учить замерять глубину снежного покрова при помощи рейки-метки.

3. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц (воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря, дятла); учить видеть особенности их поведения зимой.

4. Уточнить знания о помощи людей растениям и птицам в зимний период. Приучать заботиться о птицах, закрепить знания о том, чем кормить птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

5. Учить детей доброте. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Кормушки для птиц (деревянные, из бросового материала – молочные пакеты, упаковка для яиц); корм для птиц (семена подсолнечника, тыквы, хлебные крошки, пшено, кусочки сала); деревянная рейка для измерения глубины снежного покрова.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Беседы о зимующих птицах.

2.Использование наглядности: рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с зимующими птицами.

3. Наблюдение за птицами на участке детского сада.

4.Использование художественного слова: стихи, загадки о птицах (см. приложение).

5. Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Проказы старухи-Зимы». Г. Скребицкий «Маленький лесовод».

6.Рисование на тему: «Зимой на ветках яблоки!»

7. Коллективная аппликация «Птицы - наши друзья».

8. Дидактическая игра «Не сорока, не ворона».

ХОД:

Почтальон приносит детям письмо от снегиря, в котором он приглашает нас в зимний парк. Мы договариваемся с ребятами о том, чтобы навестить птичек, взяв с собой кормушки и корм для птиц.

По дороге обращаю внимание детей на состояние погоды в этот день. Читаю стихотворение С. Маршака «Январь»:

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Какая погода сегодня (холодная, морозная, ясная, пасмурная?

Какое небо (серое, хмурое или ясное, голубое?

Как светит солнце? Почему солнце зимой светит, но не греет?

Почему так говорят:

- Мороз не велик, а стоять не велит (в этой пословице говорится о том, чтобы не замёрзнуть, нужно двигаться).

- Береги нос в большой мороз (в сильный мороз нужно беречь нос, щёки, уши от обморожения).

Обращаем внимание на то, как дым поднимается из труб (вверх или тянется по небу горизонтально,Вспоминаем народную примету: если дым столбом – к морозу.

По приходу в парк напоминаю правила поведения в парковых и лесных зонах. Отмечаем, что приходящие в парк люди – гости. Они должны вести себя скромно, не нарушать жизнь его хозяев.

Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Обращаю внимание детей на красоту заснеженного парка; как красиво лежит снег на ветках деревьев, как блестит и сверкает на солнце.Проводим эксперимент: смотрим на небо через заснеженные ветви деревьев, наслаждаемся красотой.

Беседуем о том, как изменился внешний вид парка с наступлением зимы. Что за снежное покрывало укрыло землю (снег)?

Что происходит с растениями, оставшимися под снегом (им тепло, они не погибли, а замерли, уснули до весны) ?

Опыт. С помощью рейки-метки замеряем и отмечаем глубину снега у дерева и на открытом пространстве. Выясняем, где снег глубже, почему?

Обращаем внимание на деревья в парке, вспоминаем названия, узнаём по внешнему виду (дуб, ель, сосна, берёза, тополь, клён, рябина).

Беседуем о том, куда делись листья с деревьев? Почему деревья зимой стоят голые? (им не хватает тепла и света, но они не погибли, а находятся в состоянии покоя, спят до весны).

Предлагаю каждому ребёнку выбрать дерево, подойти к нему, погладить кору, погреть своим дыханием, сказать ласковое слово.

Играем в игру «Раз, два, три к названному дереву беги» (продолжать учить быстро находить названное дерево).

Затем наступает минутка тишины. Мы слушаем тишину зимнего парка, наслаждаемся его красотой. Пытаемся услышать и различить голоса птиц. Вспоминаем и называем зимующих птиц. Если есть возможность, наблюдаем за птицами, узнаём их по внешнему виду (ворона, сорока, воробей, дятел, синица, снегирь).

Почему зима – самое тяжёлое время для птиц? Какая самая страшная беда для птиц в зимнюю пору: холод или голод? Зима - самое трудное для птиц время года.Оно приносит им много лишений и невзгод: холод, морозы, метели,но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под пёрышками, Самое страшное – это голод. Снега много, а деревья (рябина, калина) голые – ни ягодки. Зимующие птицы собираются в стайки, слетаются поближе к жилью человека. В лесу и в поле пищи они не добудут, поэтому стараются быть поближе к людям.Знают: человек не оставит их в беде, накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полёт требует много сил. Поэтому и есть надо много. Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы. Развешиваем на ветвях деревьев принесённые с собой кормушки, насыпаем корм – семена подсолнечника, пшено, хлебные крошки. Аккуратно развешиваем на ветки деревьев кусочки сала для синичек.

Предлагаю ребятам поиграть в игру «Прилетели птицы». Ведущий называет птиц, но если ошибается, то можно топать или хлопать.

Ведущий:Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети : топают или хлопают

Ведущий: Что неправильно?

Дети : Мухи

Ведущий: А мухи – это кто?

Дети : Мухи – это насекомые

Ведущий:Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Игра продолжается и заканчивается словами:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы,

Все вы молодцы!

Однако, пришло время нам возвращаться в детский сад. Мы прощаемся с зимним парком : Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Подводим итог нашей прогулке. Вспоминаем, что видели в парке, каких птиц, какая была погода, что больше всего понравилось и запомнилось. Застывшие реки, мороз, снег, следы птиц, пустые шишки под елями и соснами, снегири с ярко – красными грудками на ветках рябины, нахохлившиеся синицы и воробьи, с нетерпением ждущие корма, - всё это прекрасный мир зимней природы! Он ждёт от нас внимания, помощи и защиты, а чтобы его защитить, надо его узнать и полюбить. Подкармливать птиц зимой – работа несложная, а польза большая!

По приходу в детский сад можно поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», в которой вспоминаем, где были, что делали, что видели.

Приложение

Загадки о зимующих птицах

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою…кормушка.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

(Кормушка.)

Чёрная птица меня не боится.

Моргнёт удивлённо

И каркнет…ворона.

Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна,

Брюшко белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

(Сорока.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

По дороге прыг – прыг

И поёт «чик-чирик».

Не боится голубей

Серый, хитрый…воробей.

Глазки круглы, чуб торчком,

Когти цепки, нос крючком

И большая голова.

Птица хищная…сова.

Днём спит, ночью летает

И прохожих пугает.

(Сова.)

Днём молчит, ночью кричит,

По лесу летает, всех пугает.

(Филин.)

Летом прячется в лесу,

А зимою на виду.

Эта птичка-невеличка.

Как зовут её? (Синичка.)

К нам в окно зимой стучится

Желтогрудая…синица.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…снегири.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел.)

Стихи о зимующих птицах

Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело,

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

З. Александрова

Снегири

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный нос

Им рябинку принёс;

Хорошо угостил -

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко – алые грозди.

А. Прокофьев

Новая столовая Мы кормушку смастерили. Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник – скворец…

Вот и песенке конец.

З. Александрова

Птичья ёлка

У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо – ёлочка встаёт.

Эта ёлка не простая,

И она не для ребят.

Возле ёлочки летая,

Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,

Снегири и воробей –

Все хотят повеселиться

Возле ёлочки своей.

Не блестят на ней игрушки,

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки

Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи

К нам на ёлку в зимний сад,

И в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

З. Александрова

Птицы зимой

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Где они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?

А. Григорьев

Ёлка для птиц

Мы ёлку наряжаем

Для всех голодных птиц:

Для снегиря, сороки,

Воробышков, синиц.

Скорее, клёст и дятел,

Летите к нам сюда!

Для вас на нашей ёлке

Припасена еда.

И. Токмакова

Воробушки

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А во дворе метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

С. Есенин

Используемая литература

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

ТЦ «Учитель» Воронеж 2002г.

2. «Дошкольное воспитание» №2 2010г.

Статья «Помогите птицам!» с. 48

3. С. А. Веретенникова, А. А. Клыков «Четыре времени года»

Москва, Просвящение, 1971 с. 162

Публикации по теме:

Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе «Звёздочка» утро Образовательные области (интеграция обр. областей).

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк»
Опубликовано: 5 сентября 2014 в 14:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Фотоотчёт о занятии по аппликации «Снеговик» во второй младшей группе
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Снеговик» во второй младшей группе. Цель: закрепить признаки зимы, через практическую деятельность. Задачи: 1....
Конспект занятия по лепке «Лестница для бельчонка»
Программные задачи: Продолжать учить детей раскатывать из шарика столбики разной длины и толщины и прикреплять их концами к вертикальным столбикам....
Мастер-класс «Ангел» для детей младшего школьного возраста
Цель: познакомить детей с праздником Крещения Господня, изготовить Ангела. Задачи: 1. Научить делать Ангела из бумаги 2. Развивать фантазию,...