Папки-передвижки

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру

Ида Башлыкова
«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру

«Знакомство с женским русским народным костюмом»

Занятие № 1

Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный

Название проекта: «Русский народный костюм»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель:

Знакомство с историей русского национального женского костюма и особенностями внешнего вида;

Задачи проекта:

Публикация «„Элементы женского русского народного костюма“ Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру» размещена в разделах

• воспитывать интерес и уважение к русской культуре;

• способствовать расширению словарного запаса;

• учить делать выводы;

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентации, реквизит для инсценировки, мини- подарки

Работа над проектом:

Организационный-

Подбор материала по теме; подготовка к презентации конспектов занятий; подбор предметных картинок; изготовление образцов для занятий по лепке, аппликации, рисованию

Основной-

Совместная деятельность родителей и детей: рефераты об истории русского народного костюма, поделки, рисунки

Введение в тему: экскурсия в Городской краеведческий музей по теме «Как рубашечка во поле родилась - женский р. н. костюм», беседа, просмотр вводной презентации «Знакомство с женским русским народным костюмом»

Просмотр мультфильма «Хозяйка медной горы»

Обогащение словаря-

Рубахи: праздничные, будничные, обрядовые; понева – юбка; сарафан; передник; кокошник - головной убор; кушак- пояс

Заключительный-

Представление подготовленных рефератов дома:

Мини- рассказы о женском народном костюме, истории развития, рассматривание картинок, поделок, рисунков

Итоговая демонстрация презентации «Женский русский народный костюм»

Выставка детских работ

Ход занятия:

• Слайд № 1

Вед:

Русский народный костюм формировался на протяжении веков. Красота русского народного костюма доставляет людям радость. Одна из характерных черт костюма – его функциональность. Он не сковывает движений и даже в жаркие дни страды, крестьянка могла работать в поле в одной легкой рубахе, лишь подпоясавшись.

Сегодня мы с вами поговорим о женском русском народном костюме.

• Слайд № 2

Вед:

Посмотрите, к нам на занятие пришла кукла.

Давайте спросим, как ее зовут?

(дети задают вопросы)

Кукла:

Меня зовут Настенька. И я хочу с вами познакомиться. Для этого я принесла клубочек ниток и каждый, кто будет дотрагиваться до моей ниточки, должен назвать свое имя.

Вед:

(предлагает помочь кукле, берет моточек ниток и проходит по кругу, дети берутся за ниточку и называют свое имя, моточек разматывается)

Ребята, вы обратили внимание, какой необычный на кукле Настеньке наряд.

(дети рассматривают наряд, обсуждают детали наряда)

Ребята, а вы знаете, что основной частью женской одежды была рубаха, длинная и широкая, со сборками у ворота и часто внизу рукавов.

• Слайд № 3

Вед:

Свободная, широкая, сделанная из прочных тканей, крестьянская одежда была приспособлена к выполнению различных сельскохозяйственных работ.

При изготовлении рубахи рукодельницы показывали все, на что они способны: расшивали красными нитками рукава, плечи и ворот. Часто украшали подол рубахи.

• Слайд № 4

Вед:

Рубахи были разные: праздничные (для воскресных дней и престольных праздников, будничные (для работы дома и в поле, обрядовые (свадебные и погребальные).

В жаркие дни страды, крестьянка могла выйти в поле в одной легкой рубахе, заткнуть полы поневы за кушак.

(Звучит р. н. мелодия, дети имитируют движения жнецов) .

А что же такое – понева?

• Слайд № 5

Вед:

Понева - древняя одежда (термин «понева», «понька» поначалу обозначал кусок ткани, покрывало).

Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной ткани, стянутых на талии узким пояском – гашником. Поневу носили только замужние женщины.

Ребята, посмотрите, какой красивый сарафан на кукле Настеньке.

• Слайд № 6

Вед:

А вы знаете, что помимо понев женщины носили сарафаны. Сарафаны шили из домотканого шерстяного материала черного, темно – синего или красного цветов. Низ сарафана богато украшались лентами, блестками или золотой тесьмой. Сарафаны носили преимущественно молодые женщины и девушки – в праздник.

Ребята, посмотрите, у меня в руках моточек ниток, который принесла кукла Настенька. Как вы думаете, нитка в моточке длинная или короткая?

(ответы детей)

Вот мы сейчас и проверим.

(Проводится р. н. игра «Уж я улком шла, переулком шла, клубочек ниточек нашла…»)

• Слайд № 7

Вед:

Ребята, а вы знаете, что поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник. Передник назывался «завеска», «занавеска», «запон» и закрывал женскую фигуру спереди. Шили передник из полотнища холста и украшали вышивкой, шелковыми лентами. Низ передника оформляли белым или цветным кружевом.

(детям предлагаются образцы кружев для рассматривания)

• Слайд № 8

Вед:

Ребята, обратите внимание на головной убор Настеньки.

(дети рассматривают, делятся своими впечатлениями)

Головные уборы делились на девичьи и женские.

Символом женского русского народного костюма был кокошник. Кокошник - старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы. Еще девушки заплетали волосы в одну косу и носили всевозможные венцы, повязки, которые украшались речным жемчугом, бисером. Головной убор так же украшался «пушками» - шариками из пуха (лебяжьего, гусиного) или «кудрями» - селезневыми яркими перышками.

• Слайд № 9

Вед:

Еще одним головным убором на Руси, без которого нельзя себе представить женский народный костюм, был платок, который иногда расшивался бисером или золотой нитью. Вместо платка, в старину женщины носили «головные полотенца».

Молодые женщины выйдя замуж, покрывали голову платком и подвязывали – концами назад, а девушки подвязывали платок под подбородком.

Предлагаю вам исполнить элемент р. н. танца с платками.

(дети исполняют небольшой элемент р. н. танца).

• Слайд № 10

Вед:

Украшения занимали важное место в женском костюме. Украшения изготавливали из жемчуга и бисера, из цветной шерсти, бусы из янтаря, стекла, ленты и надевались на шею в большом количестве.

Женщины любили пользоваться серьгами, подвесками, которые иногда достигали плеч.

• Слайд № 11

Вед:

Самой неотъемлемой частью русского народного костюма были всевозможные цветные пояса – кушаки. Кушаки были узкие и широкие, плетенные и тканые.

• Слайд № 12

Вед:

В старину основной обувью крестьян были лапти. Лапти плели из лыка (липового, вязового). Одевались лапти на онучи (из сукна или холста). Чтобы ноги в лаптях не промокали и не мерзли, их утепляли «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой.

(дети рассматривают лапти)

В зажиточных семьях девушки носили сапоги «на колечках» (гармошкой).

Ребята, предлагаю всем сесть за столы.

Кукла:

Ребята, мне пора прощаться с вами! Хочется вас всех поблагодарить за интересное занятие и подарить всем вот такие красивые платочки, но только украсить их, вам придется самим.

До новых встреч!

(дети рисуют красками или карандашами по желанию)

В конце занятия ведущий задает детям обобщающие вопросы.

Используемый материал:

http://5ка. рф/catalog/view.download/14/186

http://www.fio.vrn.ru/2005/19/kostum.HTML

Прикреплённые файлы:

zhensk-kost_jickj.pptx | 3910,95 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные • Познакомить с элементами русского.

Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные • Познакомить с элементами.

Дидактическая игра по окружающему миру для детей с 3 до 5 лет «Что перепутал Незнайка»Дидактическая игра по окружающему миру для детей с 3 до 5 лет «Что перепутал Незнайка» идактическая настольная игра «что перепутал Незнайка» для детей от 3- 5лет. Цели - Закрепить знания детей о домашних и диких животных,.

Конспект НОД по окружающему миру «Кто такие рыбы?» для старшей группы Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?» Цель: формировать представления детей о рыбах: строение,.

«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма»«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма» Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между.

Конспект НОД с детьми второй младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Подготовила воспитатель: Нимаева Дарима Гармаевна.

Конспект занятия по окружающему миру для детей 4–5 лет «В гостях у лесных зверей» Конспект занятия по окружающему миру для детей 4-5 лет на тему «В гостях у лесных зверей» Цель: 1. Дать детям представление о жизни диких.

Мастер-класс по изготовлению русского народного костюма южных регионов (поневный тип)Мастер-класс по изготовлению русского народного костюма южных регионов (поневный тип) Русский народный костюм представляет собой сложную систему мироздания,это космология крестьянской жизни. Народный костюм сложный,интересный.

Проект-презентация «Из истории народного костюма» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Рассматривание русского народного костюма» Цели: приобщение детей к русской народной культуре; познакомить детей с русским народным костюмом, научить называть предметы костюма; познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру
Опубликовано: 26 января 2018 в 08:41
+212Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 91.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД