Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Елена Михайлова
Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

"Эспериментально-исследовательская деятельность, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"- доклад по обобщению опыта работы.

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть

в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания в период дошкольного детства.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В детском саду я веду кружок «Всё обо всём» в старшей и подготовительной группах. Работа проводится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Для положительной мотивации использую различные методы и приемы:

- новизна, необычность объекта;

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так);

- ситуацию выбора.

До проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги, камни живые или не живые и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

И вот здесь тесно связано между собой познавательно - исследовательская деятельность и трудовое воспитание. Исходя из моего опыта работы я могу сказать, что дети на практике понимают, например: зимой как уберечь от холода корни деревьев и кустарников; весной – что нужно делать, чтоб насекомые не наносили вред дереву, а летом как сохранить растения от жары. Они учатся усваивать зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. А так же в процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).

Благодаря целенаправленной работе дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Взаимосвязь трудового воспитания с познавательно – исследовательской деятельностью оказывает огромное влияние на результат моей работы. Здесь через трудовое воспитание удовлетворяются эстетические потребности детей (аккуратно, красиво). Посильная, интересная и практическая работа доставляет им радость. А это – основа для воспитания устойчивого интереса к труду, желание трудиться.

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развивается самостоятельность, инициативность;

– дети самостоятельно и довольно быстро осмысливают задания, стараются выполнить их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Так же большое место я уделяю работе с семьями воспитанников по развитию экспериментально - исследовательской активности ребенка.

Известно, что ни одну задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Для этого в детском саду организовываются субботники совместно с родителями. Родители принимали активное участие в озеленении территории сада, а так - же в домашних условиях помогают выращивать рассаду для цветников и огорода.

Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей).

Дети неоднократно награждались дипломами, грамотами за участие в конкурсах и викторинах, от городских до Всероссийских.

Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Например, мы с детьми в прошлом году знакомились с дождевым червём у детей был такой интерес, рассказывали родители, что когда, приехав на дачу и случайно наткнулись на него, ребёнок не только рассказал о нём, но и предложил взрослым сам провести опыт – наблюдение. Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу, что занятия экспериментально-исследовательской деятельностью помогает дошкольнику развить наблюдательность, быстроту и логичность мышления, учит делать выводы из имеющихся знаний; овладеть способами исследовательской деятельности; формирует творческое мышление; способствует умению отстаивать свою точку зрения.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-e-g_uiu21.ppt | 5739 Кб | Скачан: 118
 
Публикации по теме:

Исследовательский проект «Почему в столице российской провинции поставили памятник козе» «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 08:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Фотоотчет «Огород на окне»
Вот и пришла весна… Решили мы организовать посадку огорода в группе. Это очень важное дело! Огород в детском саду нужен не только для того, чтобы...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....