Лучший педагог года

Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Елена Михайлова
Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

"Эспериментально-исследовательская деятельность, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"- доклад по обобщению опыта работы.

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть

в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Публикация «Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания в период дошкольного детства.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В детском саду я веду кружок «Всё обо всём» в старшей и подготовительной группах. Работа проводится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Для положительной мотивации использую различные методы и приемы:

- новизна, необычность объекта;

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так);

- ситуацию выбора.

До проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги, камни живые или не живые и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

И вот здесь тесно связано между собой познавательно - исследовательская деятельность и трудовое воспитание. Исходя из моего опыта работы я могу сказать, что дети на практике понимают, например: зимой как уберечь от холода корни деревьев и кустарников; весной – что нужно делать, чтоб насекомые не наносили вред дереву, а летом как сохранить растения от жары. Они учатся усваивать зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. А так же в процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).

Благодаря целенаправленной работе дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Взаимосвязь трудового воспитания с познавательно – исследовательской деятельностью оказывает огромное влияние на результат моей работы. Здесь через трудовое воспитание удовлетворяются эстетические потребности детей (аккуратно, красиво). Посильная, интересная и практическая работа доставляет им радость. А это – основа для воспитания устойчивого интереса к труду, желание трудиться.

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развивается самостоятельность, инициативность;

– дети самостоятельно и довольно быстро осмысливают задания, стараются выполнить их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Так же большое место я уделяю работе с семьями воспитанников по развитию экспериментально - исследовательской активности ребенка.

Известно, что ни одну задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Для этого в детском саду организовываются субботники совместно с родителями. Родители принимали активное участие в озеленении территории сада, а так - же в домашних условиях помогают выращивать рассаду для цветников и огорода.

Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей).

Дети неоднократно награждались дипломами, грамотами за участие в конкурсах и викторинах, от городских до Всероссийских.

Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Например, мы с детьми в прошлом году знакомились с дождевым червём у детей был такой интерес, рассказывали родители, что когда, приехав на дачу и случайно наткнулись на него, ребёнок не только рассказал о нём, но и предложил взрослым сам провести опыт – наблюдение. Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу, что занятия экспериментально-исследовательской деятельностью помогает дошкольнику развить наблюдательность, быстроту и логичность мышления, учит делать выводы из имеющихся знаний; овладеть способами исследовательской деятельности; формирует творческое мышление; способствует умению отстаивать свою точку зрения.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Почему в столице российской провинции поставили памятник козе» «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эсперементально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 08:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД