Четайкина
Календарно-тематический план «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Тема
Раздел, тема
Содержание
Методы обучения
Формы
Работы
Работа с родителями
Тема №1
Диагностика
Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
Беседа.
Практическое занятие
Индивидуальная
Анкета для родителей
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
Тема №2
Занятие №1
Публикация «Календарно-тематический план „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математическая загадка; знак<,>; работа со счетными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.
1. Формировать представления о понятиях от 1 до 10. Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
2. Развивать умение сравнивать фигуры по форме, выявлять закономерность в изменении порядного счета.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Памятка
«Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.
Тема №3
Занятие №2
Количество и счет: знаки =,+,-; математические задачи.
Величина: сравнение предметов. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
1. Формировать представления о знаках: =,+,-;
2. Закреплять представления о понятиях величина сравнение предметов.
3. Учить ориентироваться в пространстве на листе бумаги.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №4
Занятие №3
Количество и счет: счет по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами. Ориентировка во времени: части суток.
1. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше,
Формировать представления о сохранении количества.
2. Учить сравнивать и анализировать форму и размер предметов.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №5
Занятие №4
Количество и счет: знаки <,>,=; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.
1. Закреплять понятия «больше, меньше или ровно», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Учиться соотносить предметы с цифрой.
2. Формировать представления о сохранении количества.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Памятка
«Дидактические игры по математике рекомендуемые для проведения их дома».
Тема №6
Занятие №5
Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами.
1. Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях времени суток и ознакомление с часами.
2. Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определенным цветом и цифрой.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №7
Занятие №6
Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка во времени: дни недели. Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.
1. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять представления о сохранении количества предметов, сравнивать группы предметов на основе составления пар, о понятиях положения предмета в пространстве.
2. Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определенным цветом.
3. Учить ориентироваться в днях неделях.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №8
Занятие №7
Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры: овал. Логическая задача: установление связей и зависимостей.
1. Формировать умение считать до 10 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента.
2. Установить два способа уравнивания групп предметов по количеству.
3. Учить выявлять общее свойство групп предметов.
4. Устанавливать связей и зависимостей.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №9
Занятие №8
Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров. Величина: измерение линейкой.
Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
1. Познакомить с арифметическими задачами. Продолжать знакомить с величиной и ориентировкой в пространстве.
2. Формировать умение соотносить цифры 9 и 10 с количеством.
3. Формировать пространственные представления: ближе, дальше.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №10
Занятие №9
Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11. Ориентировка во времени: часы, определение времени.
Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.
1. Формировать пространственные представления: утро, день, вечер,ночь.
2. Закреплять счет до 10, умение соотносить цифры от 1 до 11 .
3. Продолжать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №11
Занятие №10
Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами; состав числа из двух меньших.
Геометрически фигуры: рисование символического изображения животных.
1. Формировать на предметной основе представление о составе числа, умение распознавать числа в предметах окружающей обстановки.
2. Закреплять счет до 11, умение соотносить цифры между собой.
3. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.
4. Учить схематически изображать животных.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №12
Занятие №11
Количество и счет: число 12. Геометрические фигуры: дорисовка кругов до знакомых предметов.
Ориентировка во времени: определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.
1. Формировать представление о количестве чисел.
2. Закреплять счет до 12, умение соотносить цифры между собой, с помощью сравнения.
3. Работать над формированием и умением решать логические задачи.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №13
Занятие №12
Количество и счет: отношения между числами; математическая загадка; состав числа из двух меньших. Величина: измерение длины отрезка.
Ориентировка во времени: осенние месяцы.
1. Формировать пространственные представления между числами.
2. Закреплять счет до 12, умение соотносить цифры между собой.
3. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.
4. Продолжать работать с величиной.
5. Изучать время года осень по месяцам.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №14
Занятие №13
Количество и счет: число 13, математическая задача, решение примеров. Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку.
Логическая задача: разделение предмета на части.
1. Познакомить с образованием числа 13 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до 13.
2. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
3. Формировать на предметной основе представления о геометрических фигурах.
4. Формировать представления о решении логических задач.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №15
Занятие №14
Количество и счет: решение примеров, знаки +,-; соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина: выше, глубже.
Геометрические фигуры: элементы треугольника (вершины, стороны, углы). Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.
1. Продолжать знакомить с цифрой 13 как с символом, обозначающего предмета.
2. Формировать умение соотносить цифры от 1 до13 с количеством.
3. Расширять представления о геометрических фигурах.
4. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.
5. Продолжать знакомить с математическими задачами.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №16
Занятие №15
Количество и счет: число 14. Ориентировка во времени: дни недели.
Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.
1. Познакомить с образованием числа 14. Формировать пространственные отношения: на, над, под.
2. Закреплять счет до 13, умение соотносить дни недели и последовательно их распределять.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Буклет
«Развитие логического мышления у детей»
Тема №17
Занятие №16
Количество и счет: счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.
1. Формировать умение распознавать счет по образцу и названному числу.
2. Закреплять счет в пределах 14, умение соотносить цифры от 1 до 13 с их количеством.
3. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.
4. Продолжать изучать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №18
Занятие № 17
Количество и счет: Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.
Геометрические фигуры: рисование символического изображения кошки.
1. Познакомить с образованием числа 15.
2. Соотносить количество предметов с цифрой.
3. Продолжать формировать представления о предметах по общему признаку.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №19
Занятие № 18
Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров.
Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов.
Логическая задача: установление связей и зависимостей.
1. Закреплять знание числа от 1 до 15.
2. Продолжать работать над представлениями геометрических предметов.
3. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №20
Занятие №19
Количество и счет: число 16. Величина измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени по часам.
Логическая задача: установление связей и зависимостей.
1. Познакомить с числом 16.
2. Закреплять счет в пределах 15, умение соотносить цифры от 1 до 16 с количеством.
3. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками.
4. Формировать логическую взаимосвязь предметов.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Консультация «Математические игры»
Тема №21
Занятие №20
Количество и счет: математическая загадка, знаки +,-; состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов.
1. Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки.
2. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.
3. Закреплять порядковый счет в пределах 16, умение соотносить цифры между собой.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №22
Занятие №21
Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
1. Закреплять знания порядного счета.
2. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счет в пределах 17, умение соотносить цифры с их количеством.
3. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов.
4. Ориентировка во времени (стрелки, циферблат.
5. Учиться решать логические задачи.
6. Продолжать изучать геометрические фигуры.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №23
Занятие № 22
Количество и счет: число 17. Геометрические фигуры: рисование символического изображения собачки. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
1. Формировать пространственные представления:
2. Закреплять счет в пределах 17, умение соотносить цифры 1 -17 с количеством, пространственные и временные отношения.
3. Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.
4. Закреплять умения ориентироваться в пространстве (ориентировка на листе).
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №24
Занятие №23
Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу.
Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
1. Познакомить с образованием числа 18 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 16 и 17 элементов: считать до 18.
2. Познакомить с цифрой 18 как символом, обозначающим 18 предметов.
3. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
4. Продолжать изучать геометрические фигуры.
5. Решать логические задачи.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Памятка
«Не отрываясь от дел. Математика – занимательная игра».
Тема №25
Занятие №24
Количество и счет: число 18,решение примеров. Ориентировка во времени: времена года.
Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
1. Формировать пространственные представления: внутри, снаружи.
2. Закреплять счет в пределах 18, умение соотносить цифры 1- 18 с количеством.
3. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.
4. Ориентировка во времени года и на листе бумаги.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №26
Занятие №25
Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших чисел. Величина: сравнение предметов по величине.
Логическая задача: установление последовательности событий.
1. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.
2. Изучить счет в пределах 19, умение соотносить цифры 1- 19 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях.
3. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.
4. Упражнять навыки решение логических задач.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема № 27
Занятие №26
Количество и счет: число 19. Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов.
1. Формировать представления о парных предметах.
2. Закреплять счет в пределах 18, умение соотносить цифры 1- 18 с количеством.
3. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
4. Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №28
Занятие №27
Количество и счет: число 20, решение примеров, задачи. Логическая задача: установление связей и зависимостей.
1. Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.
2. Изучить счет в пределах 20, умение соотносить цифры.
3. Закреплять счет в пределах пяти, умение соотносить цифры 1- 20 с количеством.
4. Закреплять представления о геометрических фигурах.
5. Решение логических задач.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»
Тема №29
Занятие №28
Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги; работа в тетради в клетку. Логическая задача: установление связей и зависимостей.
1. Формировать на предметной основе представление о арифметической задачи, умение находить предметы геометрической формы в окружающей обстановке.
2. Закреплять счет в пределах 20, умение соотносить цифры 1-20 с количеством.
3. Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому- либо признаку.
4. Продолжать изучать ориентировку в пространстве.
5. Решение логических задач.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №30
Занятие №29
Количество и счет: знаки +, -; математические загадки; соотнесение количества предметов с цифрой.
Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени на часах.
1. Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде.
2. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность.
3. Закреплять умение соотносить цифры 1- 20 с количеством.
4. Продолжать изучать математические знаки.
5. Соотносить количество предметов с необходимой цифрой.
6. Закреплять знания о временных пространствах.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №31
Занятие №30
Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров.
Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели.
1. Формировать представления о порядковом счете.
2. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1 - 20 с количеством.
3. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
4. Продолжать изучать геометрические фигуры.
5. Закреплять знания о временных пространствах.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №32
Занятие №31
Количество и счет: соответствие между количеством предметов и ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу.
Логическая задача: установление связей и зависимостей.
цифрой.
1. Закреплять представления детей о числах и цифрах 1- 20,
2. Умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения.
3. Упражнять пространственно-логические связи.
4. Повторить порядковый счет в пределах 20.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Консультация
«Роль д/и по математики для детей»
Тема №33
Занятие №32
Количество и счет: задачи-шутки; решение примеров, математические загадки. Ориентировка во времени: весенние месяцы.
1. Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
2. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола.
3. Закреплять счет в пределах 20, формировать представления об обратном счете.
4. Закрепить представления о временных понятиях
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №34
Занятие №33
ПОВТОРЕНИЕ. МОНИТОРИНГ.
Количество и счет: решение арифметических задач, решение примеров. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.
1. Закрепить представление о порядковом счете, умение в простейших случаях находить закономерности и их нарушение. Самостоятельно решать арифметические задачи и их примеры.
2. Закреплять умение находить в предметах признаки сходства и различия
3. Формировать умение разбивать группу предметов на 2 равные части.
4. Закрепить полученные знания в течении всего учебного года.
Беседа.
Практическое занятие
Групповая
Тема №35
Занятие №34
Итоговое занятие.
1. Закреплять пространственные отношения, умение сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине.
2. Закреплять счет в пределах 20, умение сопоставлять цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, делить группы на 2 равные части на предметной основе.
3. Закреплять умение выделять свойства предметов и использовать символы для их обозначения.
4. Закрепить представления о временных понятиях.
5. Закрепить умение решать арифметические и логические задачи.
Беседа. Практическое занятие
Групповая
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы проведения занятий, и планируемых по каждой теме или разделу.
Занятия по дополнительной образовательной программе «Занимательная математика» будут проходить в форме игры с элементами беседы. Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
2. Приемы и методы организации.
Во время реализации основных задач дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» следующие методы и приемы работы:
• Объяснительно - иллюстративный - воспринимают и усваивают готовую информацию.
• Репродуктивный - воспроизводят освоенные способы деятельности
• Поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно.
• Исследовательский - самостоятельная творческая работа.
• Практический - игровые задания, упражнения.
• Наглядный - использование карточек, схем, альбомов.
3. Дидактический материал.
Для проведения занятий будут использованы всевозможные наглядные пособия, индивидуально раздаточный материал, макеты, цветные схемы-карточки, матрешка.
4. Техническое оснащение занятий.
Занятие по дополнительной образовательной программе будет проходить в образовательной в зоне группе. Для проведения занятия будут использованы аудио, видео средства.