Лучший педагог года

«Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)

Любовь Щербина
«Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)

Автор:

Воспитатель МДОУ Д/С № 46 г. Белгород

Щербина Л. С. ,

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центре политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком- дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

В нашем детском саду мы работаем по теме «Знакомим детей с Белгородом» : с детьми, с родителями, с другими социальными институтами.

Публикация «„Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому“ (знакомство детей с Белгородом)» размещена в разделах

Работа с детьми строится с учетом их возраста. Так, в младших группах мы не проводим занятия по ознакомлению с городом и не даем сведений об его истории. С младшими дошкольниками мы начинаем ознакомление с наблюдением близлежащих улиц. Улицы длинные на них много домов, у каждого дома номер. К концу года дети знают название своей улицы, своего дома, номер квартиры. В этом нам помогают родители. Обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты

(флаги, цветные огоньки, гирлянды).

На целевых прогулках мы обязательно рассказываем о большом, красивом городе : пусть наши дети удивятся большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различным стилям архитектуры. А мы объясняем, что в городе живут горожане, которые наводят порядок на улицах Белгорода, высаживают деревья и цветы, красят лавочки, реставрируют дома. Обращаемся к детям: «Вы тоже- маленькие горожане, поэтому должны делать все то, чтобы наш Белгород был чистым и нарядным; бросать фантики от конфет и мороженного в контейнер для мусора, не ломать веточки и цветы».

После наблюдения предоставляем детям возможность закрепить свои впечатления о городе в продуктивных видах деятельности: нарисовать, сделать аппликацию, праздничное украшение города, макеты строительства улиц и городов.

Особое внимание уделяем в младших группах работе с родителями. На ширмах, в уголках раздевалки оформляем информационные стенды для родителей, где размещаем советы и рекомендации, обращаемся к родителям с такими просьбами: «Умные папы и добрые мамы, гуляя с детьми по Белгороду, покажите и расскажите, чем привлекателен наш город, обратите внимание на красоту зданий, парков, церквей».

«Приучайте детей к правильному переходу перекрестка. Обратите их внимание на то, кто приводит в порядок город. Понаблюдайте за работой дворника, лифтера. Своим поведением достойного гражданина покажите пример детям».

В средних группах большая часть работы по ознакомлению с Белгородом проходит вне занятий. Мы составляем социальный портрет детского сада и ведём работу соответственную тому, что какие объекты находятся вблизи нашего дошкольного учреждения: совершаем целевые прогулки с детьми по ближайшим улицам, организуем наблюдения за горожанами, их трудом по благоустройству города, за машинами на улицах, как они помогают жить человеку в областном городе (скорая помощь, пожарная машина, поливочная, мусороуборочная, хлебная, молоковоз, продуктовая машины).

А ещё мы читаем детям художественную литературу об исторических событиях, о народном героизме.

Беседуем с детьми, где они побывали и что знают о городе родном.

Мы привлекаем к целевым прогулкам с детьми родителей, знакомим детей с главными достопримечательностями Белгорода (Соборная площадь, Преображенский кафедральный собор, Пушкинская библиотека- музей и т. п.). Рассказы родителей о том, чтобы город был нарядным и чистым, оставляют глубокий след в душе ребёнка, прививают заботливое и участливое отношение к родным местам.

Мы проводим занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями нашего города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой Белгорода; подчеркиваем, что все вокруг создано руками человека, очень давно, но народ помнит имена тех, кто созидал, ваял, творил; знакомим дошкольников с понятиями город и село; выясняем, чем отличаются город от села (транспортом, домами и трудом людей, как помогает город и село друг другу; показываем детям родной Белгород как город красавец, город- труженик.

Знакомим с городом- красавцем (очень зелёный город, чистый, много фонтанов, памятником и т. п).

Предлагаем вашему вниманию примерную тематику занятий.

Средняя группа.

Сентябрь. Цикл занятий по теме «Белгород родной». Целевые прогулки, беседы, анализ ситуаций, ориентирование ребёнка в месте его проживания.

Цель: уточнить знания о памятных местах, Соборной площади, знать адрес своего места жительства, совершать целевые прогулки, проводить беседы. Создать ситуации для ориентирования на местности, где проживают дети, где находятся исторические места и достопримечательности.

Октябрь. Экскурсия на почту, беседа о работниках главпочтамта, почтового отделения.

Ноябрь. Беседа о жизни города и села (что общего, чем отличаются). Азбука общения - ситуация в автобусе.

Декабрь. Проигрывание и анализ ситуации «Мы в городе»; рассматривание наборов открыток о Белгороде. Работа с родителями. Беседа «Как Белгород готовится к празднику Нового года». Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательностям города. Чтение и обсуждение рассказ Ильина «Машины наших улиц».

Январь. Составление альбома «Дом, в котором я живу» (фотографии детей у себя дома, во дворе, на улицах города Белгорода). Беседа о транспорте – как можно добраться из одного конца города в другой - троллейбусами, автобусами, маршрутными такси.

Фотографии – транспорта на улицах Белгорода.

Выставка фотографий «Белгород старый и современный».

Февраль. Посещение вечного огня. Выставка сувениров о родном Белгороде, значков, открыток. Беседа о часовых, караульных, стоящих на почетной вахте, объяснение, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню, к могиле неизвестного солдата, к памятникам Попова, Ватутина и т. п.

Март. Беседы с детьми:

- о том, где они с родителями побывали, какие красивые места видели;

- о транспорте.

Рисунки (выставки) :

_ «Дом, в котором я живу»;

-«Мой любимый детский сад»;

- «О городе и селе».

Апрель. Благоустройство участка детского сада. Посадка цветов, озеленение. Экскурсия детей с родителями к памятным местам и мемориалам, обелискам; посещение аллеи Героев, краеведческого музея, музея- библиотеки имени А. С. Пушкина.

Май. Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая», «Где мы были во время праздника».

В старшей группе мы приступаем к ознакомлению детей с историей Белгорода; показываем, что наш город- город, в котором живут дети, красив, современен, город- труженик. Рассказываем, какие есть промышленные предприятия (ЗМК, Луч, БелАЦи, ЖБК, ПКСМ, Цементный, Энергомаш, Швейная фабрика, какую продукцию, они выпускают. Закрепляем знания о родном районе; знакомим с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей, с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада (поликлиника № 6, школа № 31, музей- библиотека им. А. С. Пушкина, «Дом торговли, «Ателье» и др.).

Основная работа, как и в средней группе, проходит вне занятия. Это целевые прогулки по близлежащим улицам: Костюкова, 5 Августа, Щорса; беседа об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр телепередач; рассматривание иллюстраций о городе, местах, где побывали в Белгороде дети с родителями; совместный труд по уходу за микрорайоном; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей : как познакомить дошкольников с миром профессий, кем работают родители.

На прогулках обращаем внимание детей на заводы, фабрики, предприятия, учреждения, где трудятся люди в районе, городе. Поясняем и уточняем, что производят в нашем городе, какая промышленность самая развитая: строительные материалы, шифер, асбестовые трубы, цемент, газосиликатные блоки, все изделия из бетона и т. д.

Один раз в месяц проводим занятия по знакомству с Белгородом.

Сентябрь: История возникновения родного города.

Октябрь: Наш Белгород : город-красавец, город- труженик.

Ноябрь: Улицы родного города.

Декабрь: Путешествие по родному городу.

Январь: Памятники Белгорода.

Февраль: Они защищали Родину- познакомить с памятниками. Рассказ о тех, кто защищал родной Белгород. Возрастные периоды истории города.

Март: Беседа о Белгороде, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Апрель: Герои- защитники Отечества.

Май : Закрепить навыки поведения на улицах города, уметь составлять связанный рассказ по фотографии (ребёнок берёт интервью у других детей).

Занятия в подготовительной группе:

Сентябрь: Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Октябрь: «Их помнит Россия» (беседа о людях, прославивших землю белгородскую).

Ноябрь: Театры нашего города.

Декабрь: Музеи родного города (часть 1).

Январь: «Путешествие в прошлое» (как выглядит город теперь, как выглядел раньше).

Февраль: Посещение исторических мест города (совместно с родителями).

Март: Музеи родного города (часть 2 углубление)

Апрель: Наши защитники (о людях героях, защищавших наш город во время ВОВ).

Май: Итоговое занятие «Мой родной город» (с использованием фотовыставки, собранной и организованной совместно с родителями за прошедший учебный год).

Совместно с детьми и родителями мы проводим:

1. Акция «Чистый город», в течение которой родители и дети очищают от мусора путь следования к детскому саду или кусочек своего двора, принимают участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада.

2. Проект «Красная книга Белгородчины», «Белгород раньше и теперь».

3. Фестиваль «Русский романс», в котором принимают участие сотрудники, дети и родители воспитанников со своими оригинальными версиями исполнения русского романса и классическими вариантами.

4. Утренник «День матери», который проводится и готовится благодаря энтузиазму родителей и бабушек воспитанников детского сада.

С музеем народной культуры, с краеведческим музеем и музеем- библиотекой им. А. С. Пушкина сотрудничаем давно и плодотворно: проводим занятия, экскурсии, участвуем в конкурсах.

Вот примерная тематика экскурсий по Белгороду :

1. Ознакомительные :

-Центральный городской парк;

-Парк Победы; аллея Героев;

- Памятники героям исторических событий;

- Соборная площадь;

-Детская школа искусств;

- Музей искусств;

-Дворец спорта «Космос», «Оранжевый лед»;

- Музеи и театры;

- Любимые места белгородцев (скверы, парки)

2. Где будем учиться.

3. Где работают наши родители.

4. Исторические события в зданиях и памятниках.

5. О людях прославивших и защищавших землю белгородскую.

6. Наш сказочно красивый город! (Посещение ботанического сада БелГУ, оригинальных архитектурных сооружений, комплексов, фонтанов).

7. Милый сердцу уголок. (Посещение мест, наиболее любимых детьми; провести предварительную работу, выяснить, какие места больше всего нравятся детям).

8. Мы - маленькие следопыты. (Знакомство с промышленными предприятиями города) .

9. Все работы хороши! Знакомство с различными профессиями:

-Здесь пекут хлеб;

-Какой бывает доктор;

- Мы в библиотеке;

- Музей и его сотрудники;

-Для чего нужен банк:

- Кто такой строитель и т. д.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Государственные и народные символы» Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный.

Перспективное планирование работы с родителями по теме самообразования «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» Перспективный план работы с родителями по формированию патриотических чувств у дошкольников 6-7 лет МДОУ «Жемчужинка» на 2013/2014 уч. год.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)
Опубликовано: 20 мая 2014 в 22:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД