Приложение МААМ

«Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)

Любовь Щербина
«Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)
▼ Скачать + Заказать документы

Автор:

Воспитатель МДОУ Д/С № 46 г. Белгород

Щербина Л. С. ,

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центре политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком- дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

В нашем детском саду мы работаем по теме «Знакомим детей с Белгородом» : с детьми, с родителями, с другими социальными институтами.

Публикация «„Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому“ (знакомство детей с Белгородом)» размещена в разделах

Работа с детьми строится с учетом их возраста. Так, в младших группах мы не проводим занятия по ознакомлению с городом и не даем сведений об его истории. С младшими дошкольниками мы начинаем ознакомление с наблюдением близлежащих улиц. Улицы длинные на них много домов, у каждого дома номер. К концу года дети знают название своей улицы, своего дома, номер квартиры. В этом нам помогают родители. Обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты

(флаги, цветные огоньки, гирлянды).

На целевых прогулках мы обязательно рассказываем о большом, красивом городе : пусть наши дети удивятся большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различным стилям архитектуры. А мы объясняем, что в городе живут горожане, которые наводят порядок на улицах Белгорода, высаживают деревья и цветы, красят лавочки, реставрируют дома. Обращаемся к детям: «Вы тоже- маленькие горожане, поэтому должны делать все то, чтобы наш Белгород был чистым и нарядным; бросать фантики от конфет и мороженного в контейнер для мусора, не ломать веточки и цветы».

После наблюдения предоставляем детям возможность закрепить свои впечатления о городе в продуктивных видах деятельности: нарисовать, сделать аппликацию, праздничное украшение города, макеты строительства улиц и городов.

Особое внимание уделяем в младших группах работе с родителями. На ширмах, в уголках раздевалки оформляем информационные стенды для родителей, где размещаем советы и рекомендации, обращаемся к родителям с такими просьбами: «Умные папы и добрые мамы, гуляя с детьми по Белгороду, покажите и расскажите, чем привлекателен наш город, обратите внимание на красоту зданий, парков, церквей».

«Приучайте детей к правильному переходу перекрестка. Обратите их внимание на то, кто приводит в порядок город. Понаблюдайте за работой дворника, лифтера. Своим поведением достойного гражданина покажите пример детям».

В средних группах большая часть работы по ознакомлению с Белгородом проходит вне занятий. Мы составляем социальный портрет детского сада и ведём работу соответственную тому, что какие объекты находятся вблизи нашего дошкольного учреждения: совершаем целевые прогулки с детьми по ближайшим улицам, организуем наблюдения за горожанами, их трудом по благоустройству города, за машинами на улицах, как они помогают жить человеку в областном городе (скорая помощь, пожарная машина, поливочная, мусороуборочная, хлебная, молоковоз, продуктовая машины).

А ещё мы читаем детям художественную литературу об исторических событиях, о народном героизме.

Беседуем с детьми, где они побывали и что знают о городе родном.

Мы привлекаем к целевым прогулкам с детьми родителей, знакомим детей с главными достопримечательностями Белгорода (Соборная площадь, Преображенский кафедральный собор, Пушкинская библиотека- музей и т. п.). Рассказы родителей о том, чтобы город был нарядным и чистым, оставляют глубокий след в душе ребёнка, прививают заботливое и участливое отношение к родным местам.

Мы проводим занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями нашего города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой Белгорода; подчеркиваем, что все вокруг создано руками человека, очень давно, но народ помнит имена тех, кто созидал, ваял, творил; знакомим дошкольников с понятиями город и село; выясняем, чем отличаются город от села (транспортом, домами и трудом людей, как помогает город и село друг другу; показываем детям родной Белгород как город красавец, город- труженик.

Знакомим с городом- красавцем (очень зелёный город, чистый, много фонтанов, памятником и т. п).

Предлагаем вашему вниманию примерную тематику занятий.

Средняя группа.

Сентябрь. Цикл занятий по теме «Белгород родной». Целевые прогулки, беседы, анализ ситуаций, ориентирование ребёнка в месте его проживания.

Цель: уточнить знания о памятных местах, Соборной площади, знать адрес своего места жительства, совершать целевые прогулки, проводить беседы. Создать ситуации для ориентирования на местности, где проживают дети, где находятся исторические места и достопримечательности.

Октябрь. Экскурсия на почту, беседа о работниках главпочтамта, почтового отделения.

Ноябрь. Беседа о жизни города и села (что общего, чем отличаются). Азбука общения - ситуация в автобусе.

Декабрь. Проигрывание и анализ ситуации «Мы в городе»; рассматривание наборов открыток о Белгороде. Работа с родителями. Беседа «Как Белгород готовится к празднику Нового года». Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательностям города. Чтение и обсуждение рассказ Ильина «Машины наших улиц».

Январь. Составление альбома «Дом, в котором я живу» (фотографии детей у себя дома, во дворе, на улицах города Белгорода). Беседа о транспорте – как можно добраться из одного конца города в другой - троллейбусами, автобусами, маршрутными такси.

Фотографии – транспорта на улицах Белгорода.

Выставка фотографий «Белгород старый и современный».

Февраль. Посещение вечного огня. Выставка сувениров о родном Белгороде, значков, открыток. Беседа о часовых, караульных, стоящих на почетной вахте, объяснение, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню, к могиле неизвестного солдата, к памятникам Попова, Ватутина и т. п.

Март. Беседы с детьми:

- о том, где они с родителями побывали, какие красивые места видели;

- о транспорте.

Рисунки (выставки) :

_ «Дом, в котором я живу»;

-«Мой любимый детский сад»;

- «О городе и селе».

Апрель. Благоустройство участка детского сада. Посадка цветов, озеленение. Экскурсия детей с родителями к памятным местам и мемориалам, обелискам; посещение аллеи Героев, краеведческого музея, музея- библиотеки имени А. С. Пушкина.

Май. Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая», «Где мы были во время праздника».

В старшей группе мы приступаем к ознакомлению детей с историей Белгорода; показываем, что наш город- город, в котором живут дети, красив, современен, город- труженик. Рассказываем, какие есть промышленные предприятия (ЗМК, Луч, БелАЦи, ЖБК, ПКСМ, Цементный, Энергомаш, Швейная фабрика, какую продукцию, они выпускают. Закрепляем знания о родном районе; знакомим с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей, с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада (поликлиника № 6, школа № 31, музей- библиотека им. А. С. Пушкина, «Дом торговли, «Ателье» и др.).

Основная работа, как и в средней группе, проходит вне занятия. Это целевые прогулки по близлежащим улицам: Костюкова, 5 Августа, Щорса; беседа об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр телепередач; рассматривание иллюстраций о городе, местах, где побывали в Белгороде дети с родителями; совместный труд по уходу за микрорайоном; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей : как познакомить дошкольников с миром профессий, кем работают родители.

На прогулках обращаем внимание детей на заводы, фабрики, предприятия, учреждения, где трудятся люди в районе, городе. Поясняем и уточняем, что производят в нашем городе, какая промышленность самая развитая: строительные материалы, шифер, асбестовые трубы, цемент, газосиликатные блоки, все изделия из бетона и т. д.

Один раз в месяц проводим занятия по знакомству с Белгородом.

Сентябрь: История возникновения родного города.

Октябрь: Наш Белгород : город-красавец, город- труженик.

Ноябрь: Улицы родного города.

Декабрь: Путешествие по родному городу.

Январь: Памятники Белгорода.

Февраль: Они защищали Родину- познакомить с памятниками. Рассказ о тех, кто защищал родной Белгород. Возрастные периоды истории города.

Март: Беседа о Белгороде, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Апрель: Герои- защитники Отечества.

Май : Закрепить навыки поведения на улицах города, уметь составлять связанный рассказ по фотографии (ребёнок берёт интервью у других детей).

Занятия в подготовительной группе:

Сентябрь: Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Октябрь: «Их помнит Россия» (беседа о людях, прославивших землю белгородскую).

Ноябрь: Театры нашего города.

Декабрь: Музеи родного города (часть 1).

Январь: «Путешествие в прошлое» (как выглядит город теперь, как выглядел раньше).

Февраль: Посещение исторических мест города (совместно с родителями).

Март: Музеи родного города (часть 2 углубление)

Апрель: Наши защитники (о людях героях, защищавших наш город во время ВОВ).

Май: Итоговое занятие «Мой родной город» (с использованием фотовыставки, собранной и организованной совместно с родителями за прошедший учебный год).

Совместно с детьми и родителями мы проводим:

1. Акция «Чистый город», в течение которой родители и дети очищают от мусора путь следования к детскому саду или кусочек своего двора, принимают участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада.

2. Проект «Красная книга Белгородчины», «Белгород раньше и теперь».

3. Фестиваль «Русский романс», в котором принимают участие сотрудники, дети и родители воспитанников со своими оригинальными версиями исполнения русского романса и классическими вариантами.

4. Утренник «День матери», который проводится и готовится благодаря энтузиазму родителей и бабушек воспитанников детского сада.

С музеем народной культуры, с краеведческим музеем и музеем- библиотекой им. А. С. Пушкина сотрудничаем давно и плодотворно: проводим занятия, экскурсии, участвуем в конкурсах.

Вот примерная тематика экскурсий по Белгороду :

1. Ознакомительные :

-Центральный городской парк;

-Парк Победы; аллея Героев;

- Памятники героям исторических событий;

- Соборная площадь;

-Детская школа искусств;

- Музей искусств;

-Дворец спорта «Космос», «Оранжевый лед»;

- Музеи и театры;

- Любимые места белгородцев (скверы, парки)

2. Где будем учиться.

3. Где работают наши родители.

4. Исторические события в зданиях и памятниках.

5. О людях прославивших и защищавших землю белгородскую.

6. Наш сказочно красивый город! (Посещение ботанического сада БелГУ, оригинальных архитектурных сооружений, комплексов, фонтанов).

7. Милый сердцу уголок. (Посещение мест, наиболее любимых детьми; провести предварительную работу, выяснить, какие места больше всего нравятся детям).

8. Мы - маленькие следопыты. (Знакомство с промышленными предприятиями города) .

9. Все работы хороши! Знакомство с различными профессиями:

-Здесь пекут хлеб;

-Какой бывает доктор;

- Мы в библиотеке;

- Музей и его сотрудники;

-Для чего нужен банк:

- Кто такой строитель и т. д.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Государственные и народные символы» Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный.

Перспективное планирование работы с родителями по теме самообразования «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» Перспективный план работы с родителями по формированию патриотических чувств у дошкольников 6-7 лет МДОУ «Жемчужинка» на 2013/2014 уч. год.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)
Опубликовано: 20 мая 2014 в 22:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Щербина (УИ 217818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД