Рина Хасанова
«Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Публикация «„Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Для детей-логопатов характерен ряд нарушений и синдромов: синдром артикуляционных расстройств, синдром нарушений речевого дыхания, синдром нарушения фонетической стороны речи. Кроме этого, у детей нередко наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, соматическая ослабленность. В связи с этим, работа с детьми обязательно должна быть направлена на коррекцию дыхания, фонетической стороны речи, поведения, развитие интеллектуальной деятельности, на общее оздоровление детей.
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевой акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся : грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
(слайд 1)
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики :
— выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей;
— проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
— заниматься до еды;
— заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
— дозировать количество и темп проведения упражнений;
— вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
— вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
— в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
— после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2—3 секунд.
(Слайд 2)
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ОНР, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием нестандартного оборудования (это сухой бассейн, «пузырьковые» игры, подвесные конструкции, массажные коврики-панно, фонотека и т. д.)
(Слайды-фото 3,4,5,6,7,8,9)
(Слайд 10)
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах.
• участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, вос-питателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
• использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
Большую помощь в оздоровительно-развивающей работе с детьми может оказать не только дыхательная, но и звуковая гимнастика. Учеными замечено, что при выполнении дыхания со звуком в организме происходят биохимические процессы: появляется ощущение теплоты во всем теле. «Звуки имеют вкус». Если в течение некоторого времени тянуть звук «о», то во рту появится кисловатый привкус, звук «а» дает ощущение сладости. Произносимый звук совместно с дыханием улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.
(Слайд 11)
Формированию правильного дыхания могут помочь следующие звуки в сочетании с дыхательной гимнастикой.
Звук «а».
Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.
Исходное положение - произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.
Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.
«Сердитый ежик» (звуки пф- фр)
Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.
Исходное положение – стоя.
- Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.
Ежа руками не возьмешь –
В клубок свернулся хитрый еж.
Колючий очень еж на вид,
На нас рассерженно фырчит:
«П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, П-Ф-Ф,
Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».
«Слоник» (звук ф).
Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.
Исходное положение произвольное.
- Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду» : вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».
Я сегодня не скучал:
В хобот я воды набрал.
Если только захочу –
Всех водою окачу!
Для снятия нервного напряжения, повышения работоспособности ребенка помогут упражнения и произнесение следующих звуков.
Звук «ы».
Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
Исходное положение - произвольное.
- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.
Звук «м».
Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.
Исходное положение произвольное.
- Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.
Звуки «о-у-м».
Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.
Исходное положение - произвольное.
- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.
Звук «в».
Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.
Исходное положение - произвольное.
- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.
Звук «ч».
Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом.
Исходное положение произвольное.
- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.
«Гусь» (звук ш).
Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.
- Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе. Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»
«Никого я не боюсь –
Я гусак отважный!»
«Ш-ш, - шипит сердито гусь. –
Уходите, я сержусь!»
(слайд 12)
Когда у детей наблюдается соматическая ослабленность, отклонения в нормальном функционировании внутренних органов рекомендуем упражнения и произнесение следующих звуков.
Звук «я».
Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.
Исходное положение – произвольное.
- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…» Тянем его как можно дольше.
Звук «и».
Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
Исходное положение – произвольное.
- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.
«Самолет» (звук У)
Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.
Исходное положение – стоя. Руки вытянуты в стороны.
- Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет. Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья». Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…» Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…» Останавливаемся, опускаем «крылья».
Самолет летит, как птица,
В синем небе серебрится.
А мотор гудит: «У-у-у,
Я пилоту помогу!»
Таким образом, дыхательная и звуковая гимнастика в своей взаимосвязи имеют большое значение в оздоровительно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста. Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое — как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать развития дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания. (слайд №13)