СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА ЮТИНА
Здоровьесбережение как одна из основ патриотического воспитания
Ютина Светлана Алексеевна
воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад № 53 "Изи Патыр",
Аннотация. В статье представлен опыт работы воспитания патриотизма в детском саду через работу с детьми, родителями и педагогами
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, здоровьесбережение, патриотическое воспитание
Публикация «Здоровьесбережение как одна из основ патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры, опирающаяся на общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности)
Неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения, является сохранение и укрепление здоровья. В силу своей специфики физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным потенциалом и рассматриваются, как один из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Здоровье, дисциплина, ответственность, постоянство, стремление к совершенству, к победе, сплоченность народа за выступления наших сборных команд, гордость за положительный результат.
В программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2020 годы», говорится, что «Физическая культура и спорт лежит в основе будущего благополучия нашего государства, воспитывает в молодом поколении чувство патриотизма, уважения к истории своей страны и ответственности за ее будущее». Сегодня мы понимаем, что наше будущее полностью зависит от состояния здоровья общества, поэтому нашей совместной целью является формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья является одним из основных направлений патриотического воспитания подрастающего поколения, а технологии здоровьесбережения - это технологии формирования ответственности за своё здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс детского сада способствует становлению и развитию психически и физически нравственно здоровой личности. Для того чтобы эффективно осуществлять свою деятельность во всех направлениях, нужно особое внимание уделять организации здоровьесберегающих факторов не только на занятиях физи ческой культуры, но в учебно-воспитательном процессе в целом.
В связи с этим, разработана программа дополнительного образования с воспитанниками по формированию навыков здорового образа жизни «Здоровячок»
Цель программы:
Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья, снижение заболеваемости и укрепление здоровья.
Задачи программы:
образовательные:
формирование теоретических знаний о здоровом образе жизни;
формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки;
обучение правильной постановке стоп при движении.
воспитательные:
создание устойчивой мотивации к систематическим занятиям физкультурой;
развитие положительных эмоций и дружелюбия, умение общаться со сверстни- ками, учить взаимопониманию и сопереживанию;
воспитание у детей физической культуры, развитие потребности в своем здоро- вье и привычки к ЗОЖ.
формирование у детей стремления к улучшению показателей своего физическо- го здоровья.
оздоровительные:
создание физиологических предпосылок для восстановления правильного по- ложения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой вы- носливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);
формирование и закрепление навыков правильной осанки;
повышение общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей;
Программа носит оздоровительный характер и направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольника, совершенствование его физического развития и функционального состояния организма.
ФГОС ДО предполагает активизацию работы дошкольной образовательной организации с семьей. В рамках такого сотрудничества возможно не только теоре- тическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они в рамках тройственного союза «педагог – родитель – ребенок» вы- ступают активными участниками гармоничного воспитания и развития детей. Одна из новых форм работы оздоровительной направленности являются игровые сеан- сы. Новый стандарт дошкольного образования поощряет гибкость и вариативность программ дошкольного образования, что позволяет использовать различные формы работы, например, игровой сеанс. Был проведен игровой сеанс «Цветок- здоровячок» в котором использовались такие технологии здоровьесбережения как суджок терапия, стретчинг с фитболами, дыхательная гимнастика с нетрадицион- ным оборудованием, подвижная игра с использованием мнемотаблиц и релакса- ция.
Структура игровых сеансов способствует гармонизации совместного взаимодействия ребенка со взрослым. Это закладывает основы фундаментальных способностей, ключевых качеств будущей личности: познавательной активности, до- верия к миру, уверенности в себе, творческих возможностей, мотивации достижения и общей жизненной активности.
Воспитанники нашего детского сада посещают спортивные секции участвуют в городских спортивных мероприятиях, посвящённых Дню России. Ежегодно в нашем детском саду проходит мероприятие, посвящённое Дню России. В ходе праздника дети рассказывали стихотворения о Родине. По картинкам называли города Рос- сии, изученные заранее. Из разных цветных полосок выкладывали Российский флаг. Рассказывали о государственной символике и президенте нашей страны. В этот день все ребята пришли с флажками (Рисунок 1). Особое место уделяется в нашем детском саду мероприятиям спортивно- оздоровительной направленности. Для формирования культурных традиций семьи, направленных на сохранение и укрепление здоровья, вошло в традицию проводить спортивные мероприятия с
участием родителей (Рисунок 2). Традиционно в нашем детском саду каждый год, ко Дню Защитника Отечества проводится спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества. В нём принимают участие родители. Они соревнуются в си- ле, ловкости, выносливости, в умении быстро надеть противогаз, преодолеть поло- су препятствий, метании снаряда в цель, перетягивании каната (Рисунок 3). Лучшая пропаганда здорового образа жизни – это занятия физкультурой и спортом. Физ- культура, представляющая главный источник силы и здоровья, развивает сме- лость, решительность, прививает чувство коллективизма, дисциплины, а главное - волю к достижению цели. Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения. Именно поэтому в нашем садике стало тра- дицией проведение совместных с родителями спортивных праздников «Веселые старты», На празднике дети приняли активное участие в различных конкурсах, вик- торинах, подвижных играх «Весёлые старты». Ребята соревновались в скорости, ловкости, умении работать в команде. Со словами благодарности выступили роди- тели и предложили продолжить работу по сохранности здоровья детей.
Любовь к Родине у детей формируется под влиянием окружающей жизни, но
решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Только в процессе совместной деятельности будут решены эти важные задачи. В группе была организована предметно-развивающая среда по нравственно- патриотическому воспитанию.
Работа с родителями
"Государственные символы России",
«Простые правила здорового образа жизни»,
«Личная гигиена дошкольника».и т. д
Каждый год наш детский сад принимает активное участие в конкурсе «Лыжня здоровья». Благодаря сплоченности коллектива, яркости и активности группы поддержки и конечно быстроте наших лыжниц детский сад занимает призовые места. В этом году служила примером для других педагогов, участвовала в лыжне здоровья. (Рисунок 5)
Работа с педагогами
1. Проведен мастер-класс с педагогами по теме: «Здоровьесберегающие тех- нологии через музыку и движения в ДОУ»
2. Проект: «Су-джок терапия»
3. Проект: «Формирование навыков здорового образа жизни через игровую деятельность»
4. Выставка картотек по здоровьесберегающим технологиям.
Проекты на тему
1 «Формирование навыков зож через игровую деятельность»
2. «Суджок - терапия»
Мы проявляем творческий подход, пополняем уголки семейными альбомами, государственной и местной символикой, детской художественной литературой, кон- сультациями для родителей на заданную тематику.
В течение всего года создали такую развивающую предметно- пространствен- ную среду, которая интересно и доступно формирует интерес к «Малой Родине», расширяет представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, народных традициях, труде взрослых, способствует развитию совместной деятельности.
Все эти мероприятия направлены на сохранение и укрепление здоровья и фи
зического развития дошкольников, на осознание ими приоритета здорового образа жизни. Мы уверены, что здоровое общество залог формирования сильного госу- дарства и процветающего Отечества. Не богатства дают человеку здоровья, а че- ловек многолетним трудом, своим самосознанием, самосовершенствованием создает здоровое общество, в котором он будет жить