Приложение МААМ

«Зеленый мир детского сада»

Альбина Гилязова
«Зеленый мир детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Гилязова А. М., Лапотникова С. В.

Общеизвестно, что ребенок проводит около половины всего времени в детском саду. Здесь он учится дружить, общаться с взрослыми и сверстниками, постигает азы грамоты, математики, рисования… Пребывание в детском саду – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка и от того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной будет среда, в которой ребенок живет и развивается, зависит его физическое и психическое состояние. Таким образом, можно смело утверждать, что территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Именно поэтому так необходимо создать природно-ландшафтный комплекс ДОУ. А так как наш детский сад углубленно работает над эстетической стороной предметно-развивающей среды, то сделать это так, чтобы все элементы вписались в современный облик здания. Как театр «начинается с вешалки», так детский сад «начинается с территории».

Публикация «„Зеленый мир детского сада“» размещена в разделах

В современном дошкольном учреждении можно смело говорить о таком понятии XX века, как ландшафтный дизайн. Сегодня ландшафтный дизайн — это отдельное искусство, главная задача которого создание гармонии и красоты в окружающей нас действительности.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа жизни. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющий свою специфику на каждом возрастном этапе.

Актуальность. В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Умению создавать вокруг себя красоту, познавать мир способствует экология, с которой тесно связан ландшафтный дизайн. Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Это создание вокруг себя мира природы, гармонично переплетающейся с канонами ландшафтного дизайна. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Наш детский сад работает по программе Т. Н. Дороновой «Радуга». В ней присутствует замечательный раздел, разработанный Т. И. Гризик, «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». В экологическом воспитании детей используем программу С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:

познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать,

бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить,

созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и преумножить эту красоту.

Развивая познавательную сферу ребенка – дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Чтобы знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, необходимо сделать так, чтобы дети получали эмоциональную радость от встречи с природой, стремились глубже понять ее, чувствовали ответственность перед ней.

Это возможно только в системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Среди образовательных технологий, позволяющих реализовать эту задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика – Теория решения изобретательских задач.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления. Весь комплекс проблем мы сконцентрировали в долгосрочном проекте по озеленению территории помещения нашего ДОУ.

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, направлен на разработку ландшафтного дизайна в соответствии с возрастом воспитанников детского сада и в помощь их экологического воспитания.

По содержанию: естественно – научный.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ - педагоги, специалисты, дети, родители.

Объектом исследования в нашем долгосрочном экологическом проекте является озеленение территория МАДОУ ЦРР – детского сада №21 г. Туймазы.

Предметом исследования являются технологии ландшафтного проектирования и озеленения, применяемые на территории МАДОУ ЦРР – детского сада №21 г Туймазы.

Цель исследования - создание долгосрочного дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини - экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Гипотеза. Мы предполагаем, что разработка долгосрочного проекта по озеленению и благоустройству территории и помещений ДОУ, поможет нам создать на территории ДОУ экологически благоприятную среду, которая окажет активное воздействие на отношение дошкольников к природе, на формирование их эстетического вкуса, совершенствует уровень профессионального мастерства педагогов по теме «Ландшафтный дизайн ДОУ», и привлечет родителей к благоустройству и озеленению территории ДОУ.

Задачи:

• изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

• составить план методической работы по проблеме «Экологическое образование детей дошкольного возраста».

• ежегодно продолжать и преобразовывать озеленение и благоустройство территории с целью эффективной работы по экологическому образованию, трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

• содействовать сотрудничеству детей и взрослых. Привлекать родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

• пропагандировать охрану окружающей среды и формировать экологическую культуру у детей, их родителей и жильцов окружающих домов.

• Перепланировать и изменить цветочную клумбу с западной стороны здания превратить в участок «В гостях у сказки».

• Апробировать разработанные проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

• Разработать рекомендации для педагогов дошкольного образования по работе экологического образования средствами окружающей среды и инновационных технологий.

Для достижения цели и подтверждение выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы:

1. Теоретические: изучение и анализ научно - методической литературы.

Разработка перспективного плана методической работы.

2. Эмпирические: невключенное, неформальное наблюдение. Диагностические методики выявление уровня экологического образования у детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей.

Этапы реализации.

I этап: организационно-теоретический

Цель: изучение научно-методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Анализ образовательной ситуации в детском саду; диагностика готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников; изучение инновационных технологий в области экологического образования; изучение опыта работы других дошкольных учреждений по данной тематике.

II этап: Методический

Цель: организация коллективного творческого поиска, путей реализации экологического образования дошкольников в условиях ДОУ средствами окружающей среды.

3 этап: Практический

Цель: показ лучших работ педагогического опыта в дошкольном учреждении; апробация воспитателями разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому образованию

4 этап: Аналитический

Цель: проведение контрольных срезов; анализ результатов диагностики уровня профессионального развития педагогов и уровня их готовности к экологическому образованию дошкольников. Анализ актуального уровня экологической воспитанности дошкольников. Обобщение и представление опыта работы по данной проблеме на конкурс «Зеленый мир детского сада – 2013»

Публикации по теме:

Проект «Человек в гармонии с природой. Ландшафтная мастерская в детском саду»Проект «Человек в гармонии с природой. Ландшафтная мастерская в детском саду» Ландшафтная мастерская в детском саду» в 2013 году. «Человек в гармонии с природой» Составители проекта: воспитатели средней группы МДОУ.

Территория дошкольного образовательного учрежденияТерритория дошкольного образовательного учреждения Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника. У нас южный регион,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Зеленый мир детского сада»
Опубликовано: 5 июня 2014 в 09:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Зеленый мир детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Гилязова (УИ 221987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД