Вотрина Анна
Консультация для родителей «Зеркальные ошибки»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему сейчас (по сравнению с прошлым веком) у детей чаще отмечаются т. н. «зеркальные» ошибки? Вопрос не в том, какова причина этих ошибок. Причину более-менее все понимают – это трудности пространственного восприятия и анализа как букв целиком, так и отдельных её элементов. Почему же сейчас специалисты чаще сталкиваются с такими ошибками? У современных детей хуже развито пространственное восприятие? Или причина в другом?
Причин, почему увеличивается число зеркальных ошибок, несколько.
Публикация «Консультация для родителей „Зеркальные ошибки“» размещена в разделах
Первая причина- это «ножницы», несоответствие между темпом созревания мозга и теми задачами, которые предлагаются ребёнку.
Сложные процессы пространственного восприятия обеспечиваются слаженной работой отделов мозга, которые созревают до нужного уровня у ребёнка только к концу дошкольного возраста.
М. М. Безруких указывала в своих исследованиях, что при раннем обучении письму (в 5-6 лет) зеркальное изображение отмечается гораздо чаще, чем у детей 7 лет и старше. Так речь ведь идёт про условную норму! Созревание этих отделов в случае неблагоприятного анамнеза происходит, вероятно, ещё позже.
Можно сказать, что раннее обучение письму (в том числе и письмо печатными буквами) нагружает незрелые нижне-теменные зоны мозга, которые отвечают за пространственный анализ и это приводит к увеличению ошибок. Особенно, если обучение проводилось без учёта возраста и этапов формирования образа буквы.
Раньше, в былинные советские времена не требовалось привести в школу «готового» ребёнка, да и у родителей не было мании научить ребёнка всему до школы, обучение начиналось позже. Нагружались уже более-менее зрелые зоны, ошибок такого плана было меньше.
Зеркальные ошибки, пространственное восприятие и дворовые игры.
Отдельной строкой в развитии пространственного восприятия идут коллективные дворовые игры. Об этом вы много пишете в комментариях. В таких играх и правило нужно запомнить и выполнять (слухоречевая память и лобные доли развивались, и считалку выучить (память и ритм, и коммуникация развивалась, и пространство в трёхмерном варианте осваивалось. И лево/право изучалось на практике. В дворовых играх развивающих моментов столько, что уже не на кандидатскую, а на докторскую диссертацию хватит. Как пишут специалисты: эти игры способствовали самостоятельной компенсации в случае негрубых нарушений. Что важно в этих играх? Вот у ребёнка не получается что-то, его не берут в игру. А ему хочется играть вместе со всеми. Есть мощный мотив научиться, чтобы играть вместе со всеми.
В статье нейропсихолога И. Хвингия на портале Parents : «Врач объяснил, как связаны дворовые игры и задержка в развитии ребёнка».
На этом же этапе полезны такие виды деятельности, как конструирование, работа с бумагой (оригами). Вот уж где пространственный фактор развивался! А если ещё оречевлять действия (сложить, пригладить, отогнуть и т. д., так и глагольный словарь сформируете неплохой!
И вот на этих этажах (движения, игры) уже надстраиваются и другие уровни по освоению пространства, в том числе и двухмерного (ориентация на листе бумаги). А когда у ребёнка нет опыта движений и игр, он заучивает наименования право/лево через голову, а не через тело. Тем более, что вербализация пространственных отношений э это ещё более сложный уровень.
То же самое касается и освоения 4 измерения - понятий о времени. Нельзя просто выучить с ребёнком названия дней недели, месяцев и тд. Можно выучить их названия и последовательность, но чтобы это понять, в этом нужно практиковаться ежедневно! Как? А вспомните, как в д/с работали с календарё м погоды: каждый день подходишь, называешь, помечаешь, какое время года, какой месяц, какой день недели и так каждый день.
Итак, мы выяснили, почему у современных детей хуже сформировано пространственное восприятие: раньше начинается обучение, нагрузка падает на незрелые системы мозга, детям не хватает движения и игр. Это отчасти объясняет, почему у них чаще встречаются зеркальные ошибки.
Но есть ещё один фактор, который влияет на то, будут ли зеркальные и не только ошибки у ребёнка.
Многие взрослые, особенно женщины, жалуются на то, что проблемы с восприятием пространства у них сохраняются всю жизнь.
Источник