Папки-передвижки

«Зимующие птицы». Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе

Инна Дмитриевна Глушкова
«Зимующие птицы». Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по развитию речи «Зимующие птицы».

Цели:

Образовательные:

Закрепить с детьми признаки осени, представление детей о перелетных и зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.

Развивающие :

Публикация «„Зимующие птицы“, Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, чечетка, свиристель, сова, куропатка, «клин», «шеренга», «дуга», «стайка»);

имен прилагательных: зимующие, кочующие.

глаголов: перелетают, зимуют, улетел.

Продолжать учить детей изменять существительные в роде и падеже,развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.

Воспитывать у детей любовь к природе и желание оказать помощь (покормить птиц в зимнее время)

Оборудование: картинки «перелетные птицы», «зимующие птицы», «кочующие птицы» большие и маленькие.

Ход занятия:

Хмурь на небе…

Дождь струится,

Листьев желтый хоровод.

Улетают к югу птицы,

По утрам на лужах лед.

- Ребята, кто мне скажет о каком времени года говориться в стихотворении? (осень). Какая осень? (поздняя)

- Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Исправь ошибки». Я буду задавать вам вопрос, а вы будете меня исправлять, если я скажу неправильно:

- Осенние месяцы февраль, март, апрель?

- Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Осенью погода теплая, ясная и солнечная?

- Погода дождливая, хмурая, ветреная, холодная.

- А снег лежит поздней осенью? (Да)

Какое из двух предложений верно:

- Осенью, когда идут гулять, дети надевают панамки, шорты и сандалии?

- Осенью дети надевают плащи, куртки, сапоги?

- Что было бы, если бы вы вышли осенью на улицу в панаме, сандалиях, шортах и футболке? (Мы бы заболели)

Мы с вами уже знаем, что осенью вся природа готовиться к зиме: деревья сбрасывают листья, трава жухнет, животные готовят запасы и готовятся к спячке, насекомые одни гибнут, а другие прячутся.

Кто еще готовится к зиме? (птицы). Как они готовятся к зиме? (улетают на юг).

Каких только птиц нет на свете. А каких птиц мы с вами знаем? Давайте вспомним. (ответы детей).

Скажите, почему птицы улетают на юг? (холодно, нет корма).

А кто знает, чем питаются птицы? (мошками, червячками, жуками).

Как называются птицы, улетающие в теплые края? (перелетные)

Перелетных птиц много, каких перелетных птиц мы с вами знаем (утки, цапли, журавли, жаворонки, дрозды, грачи, скворцы, ястребы, орлы,но нам редко удается увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему? Потому что они летят в основном ночью, так безопаснее. Мы с вами уже говорили, что при перелете птицы придерживаются строгого порядка? Посмотрите, вон летят журавли. Как они летят?

- журавли летят клином,

- гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу,

- утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу,

-скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят : летят, как попало.

- а крупные, хищные птицы (орлы и ястребы) компаний не признают, летят в одиночку.

Залетает стайка птиц (дети средней группы)и садятся на корточки.

1 реб. В серой шубке перовой

И в морозы я герой.

Чик-чирик!

За зернышком прыг!

Клюй, не робей! Кто я (Воробей)

2 реб. Голубь плавно приземлился,

Отряхнул все пёрышки,

И на месте закружился –

Собирая, зёрнышки.

И воркуя, и кружась,

Он танцует венский вальс.

3 реб. Целый день все тук, да тук –

Раздается странный звук.

Мастер Дятел так стучит.

Пестрый Дятел всем вокруг

Славный доктор, добрый друг.

Всех вредителей он съест,

От врагов очистит лес.

4реб. Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

5 реб. Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «кар-р-р-р».

6 реб. Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Я предлагаю поиграть немного с синичкой.

Фиизминутка «Скачет шустрая синица.»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ребята, как вы думаете, что это за птицы прилетели к нам (голубь, воробей, сорока, ворона, дятел, синичка)зимующие.

Чем похожи птицы? (есть голова, туловище, лапки, клюв, крылья, хвост, оперение, они летают, высиживают птенцов)

А чем они отличаются? (размером, цветом оперения) Вставайте в круг, мы поиграем с вами в игру «один-много». Я буду называть птиц в единственном числе, а вы мне во множественном. (воробей- воробьев, голубь- голубей, сорока- сорок, синица- синиц, ворона – ворон).

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корма у нас побольше! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто курорт.

Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова.

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь, а это — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы помягче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху, ни духу.

Ребята, что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).

Хотите, я открою вам маленькую тайну: я — повелительница птиц!

Захочу — и птицы сами прилетят ко мне.

Захочу — прилетят голуби и воробьи. Захочу — синицы. Захочу — явятся гости севера — снегири и свиристели»

«Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила!»

«Так и быть, я открою свой секрет. И к вам, стоит вам только захотеть, станут прилетать дикие птицы. Для этого надо на простую полочку насыпать простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.

А если вы укрепите на полочке кусочек сала — к вам прилетят синицы!

Положите на полочку кисти рябины — прилетят снегири и свиристели.

Каждый день станут прилетать к вам разные птицы.

Вы станете ДОБРЫМ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ

Я предлагаю вам попробовать сделайте себе ВОЛШЕБНУЮ ПОЛОЧКУ.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Я предлагаю вам сделать сегодня кормушки из картона, а дома вместе с родителями, вы можете сделать много других кормушек, птицы будут только рады.

Вы сегодня на славу потрудились, молодцы. Вы настоящие волшебники.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!».Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!». Ох, ух эти пташки!Дидактическое пособие для детей 4–6 лет. Цели:закрепить знания детей о птицах; познакомить с классификацией птиц (зимующие.

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Зимующие птицы». Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 16:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Зимующие птицы». Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дмитриевна Глушкова (УИ 99412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД