татьяна нестеренко
Значение родного языка в жизни дошкольника и задачи, стоящие перед ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Язык является средством общения, средством познания. Перед дошкольным учреждением стоят такие задачи :
1. развитие устной речи (научить детей общаться)
2. формировать реалистические знания представленные через язык (природа, люди, художественная литература).
3. воспитание правильного отношения к окружающим.
Речевые задачи :
1. Накопление словаря и обогащение его.
2. Формирование звуковой культуры речи.
3. Формирование грамматически правильной речи (с2х лет,- умение правильно сочетать слова в предложении.
Публикация «Значение родного языка в жизни дошкольника и задачи, стоящие перед ДОУ» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
4. Развитие связной речи (научить детей связно рассказывать о событиях, фактах из жизни,рассказывать в логической последовательности.
Речь детей необходимо развивать как средство общения, создавать условия при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного общения к взрослому или сверстнику.
Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого воспитателю необходимо:
внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка;
много говорить самому;
вовлекать детей в разговор на определенную тему;
помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Воспитателям необходимо серьезно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Они очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё.
Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений. Дети этого возраста:
проявляют интерес к тому, как предметы расположены относительно друг друга; употребляют предлоги (в, на, над, за, из-за, из-под, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.);
выполняют интеллектуальные операции, связанные со сравнением предметов, их группировкой, классификацией и сериацией;
активно используют в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; домашние животные. дикие).
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых должна обеспечивать опережающее усвоение детьми слов.
Воспитатель должен употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью.
Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: «Ой, забыла, как я про котишку только что сказала! Какой он? Спасибо, Дима. Да я сказала: «маленький, лохматый, беспомощный». Дети всегда помогают «забывчивому» взрослому.
Детей нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: «Умница Максимка! Хвалю! И за то что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал. В предложении твоем все слова в согласии живут.
При такой системе работы дети по своей инициативе начинают интересоваться «Я правильно все сказал? Красиво получилось? Они начинают понимать, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересным собеседниками.
Для обогащения и активизации словаря предусматривают специальные задания, дидактические упражнения.
В старшей группе считается, что речевые умения детей совершенствуются незначительно, а развитие некоторых из них замедляется. Так увеличивается количество кратких просьб и предложений (Отойди, поставь сюда). В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить, доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и не расчлененные на предложения высказывания.
Одной из составляющих развивающей речевой среды являются частные и интересные рассказы взрослых о различных явлениях, событиях. Любой яркий рассказ – это и есть «погружение» ребенка в речь взрослого, и заимствование речевых образцов. Параллельно дети получают сведения о живой и неживой природе, о нормах и правилах поведения, о том, что происходит в мире людей. (олимпийские игры и др.) .
Давайте говорить правильно!
К хорошей речи предъявляется множество требований. Это требования простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности и многие другие.
Дивишься драгоценности нашего языка :
что ни звук, то и подарок;
все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и,
право, иное название еще драгоценней
самой вещи.
Н. В. Гоголь.
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств. Своих надежд, своего гнева, самого великого будущего.
А. Н. Толстой.