Получи документы

«Знакомим детей с художественной литературой» Консультация для вопитателей

Евгения Воробьева
«Знакомим детей с художественной литературой» Консультация для вопитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Публикация «„Знакомим детей с художественной литературой“ Консультация для вопитателей» размещена в разделах

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Методы и приемы при работе с художественной литературой.

1) Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

2) Какие литературные жанры вы знаете?

Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.

3) Какие основные задачи решаются при ознакомлении детей

с художественной литературой?

-Развивать интерес детей к художественной литературе.

-Пополнять литературный багаж.

-Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг.

-Развивать чувство юмора.

-Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)

-Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

-Формировать умение видеть основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением.

-Знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

4) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?

На одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

5. Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?

-Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

-Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова.

-В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

-В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

6. Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

-Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

-При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

7. Назовите особенности сказок.

-Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза не

-Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

-Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

-Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

-Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

Почти во всех сказках счастливый конец.

Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

8. Сказочные заклинания: Кто говорил такие волшебные слова?

- По щучьему велению, по моем хотению.

(Емеля «По щучьему велению»)

- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою

(р. н. с. «Сивка – бурка»)

- Сим- сим, открой дверь!

(Али – баба, арабская сказка «Али – баба и 40 разбойников)

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя Катаева «Цветик – семицветик»)

-Раз, два, три. Горшочек вари!

(Девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»

- Кара-барас.

(Чуковский «Мойдодыр»)

- Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, Скорики, морики

(Бастинда из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

- Крекс, пекс, фекс.

(«Золотой ключик, или приключение Буратино»

Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Творческая работа с малышамиТворческая работа с малышами Одна из главных задач в области образования,эстетическое воспитание детей,создание условий для проявления творческих способностей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомим детей с художественной литературой» Консультация для вопитателей
Опубликовано: 17 января 2015 в 12:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомим детей с художественной литературой» Консультация для вопитателей» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Воробьева (УИ 297553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД