Зульфия Бикмурзина
«Знакомство детей с русским народным творчеством-городецкая роспись. Прялка». Конспект НОД (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:1. Беседа о том, что мы живём в России. Наша Родина-Россия (Русь).
2. Рассматривание иллюстраций с различными видами жилищ- домов для людей.
3. Внесение в уголок изодеятельности дымковскую игрушку. Изготовление глиняных игрушек их роспись под"Дымку".
4. Рисование деревенских домов- изб для сказочных героев.
5. рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Публикация «„Знакомство детей с русским народным творчеством-городецкая роспись, Прялка“, Конспект НОД (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
6. совместно с родителями детей сбор коллекции предметов народно- прикладного искусства:вышивок,игрушек,одежды,посуды для использования в НОД и других мероприятиях.
7. Использование в повседневной жизни стульчиков. столов под "хохлому".
Задействованные виды деятельности:коммуникативная деятельность;познавательно-исследовательская деятельность;двигательная деятельность;художественно-творческая деятельность.
Интеграция образовательных областей:познание,коммуникация,речевое,художественное творчество,фольклор,социализация.
Задачи:1. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать культурно-духовные качества.
2. Закреплять знания о своей родине. о её прошлом. Способствовать развитию любознательности, мышления.
3. Активизировать словарь("Жилище"-это дом, в котором живут люди;"Изба"-деревянный дом;"Прялка"-орудие труда (чем трудятся);"Веретено"-палочка,на которую наматывается нить;народно- прикладное искусство-это изделия, изготовленные народными мастерами.
4. Познакомить с элементами городецкой росписи "купавка","листочек","бутон","контурная рамка".
5. Воспитывать эстетический вкус,воображение, развивать креативное мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность.
7. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
Методические приё мы:
1. Практические:манипуляции с старинным оборудованием,игра "Прялица",художественное творчество.
2. Наглядные:выставка старинного оборудования, образцы декоративно- прикладного творчества.
3. Словесные: вопросы-ответы,беседа,объяснения.
Логика НОД.
(Беседа проводится в групповой комнате)
Русь деревянная - края дорогие.
Здесь издревле русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Старинные русские песни поют.
Воспитатель. Дети,кто мне скажет,о какой Руси я говорю.
Дети. Это наша Родина-Россия.
Воспитатель. А скажите мне,пожалуйста, что же такое жилище7
Дети. Это место,где живут люди. Дом.
Воспитатель. А в каких домах мы живём?
Дети. В каменных больших (кирпичных. многоэтажных).
Воспитатель. а в каких домах люди жили раньше?
Дети. В маленьких, деревянных.
Воспитатель. А как такие дома назывались?
Дети. Избы.
Воспитатель. А, давайте,мы закроем глаза и посмотрим, что же за чудо произойдёт. Хотите чуда?
Дети. Да.
(Дети закрывают глаза и воспитатель их аккуратно заводит в зал, стилизованный под избу).
Воспитатель. Раз. два. три- чудо происходи!
Дети видят убранную под русский народный стиль комнату,где стоят украшенные под"хохлому" стол. стулья. Расставлены лавки. На столе стоят самовар и хохломская посуда. Как украшения. стоят дымковские игрушки, народная вышивка. На видном месте прялка с веретеном.
Воспитатель. Свершилось чудо?Так куда мы попали?
Дети. В избу.
Воспитатель. По всей видимости,хозяйка этой избы куда-то отлучилась по своим делам. Но,я думаю,она была бы не против,что мы у неё в гостях. А, что знакомое вы в обстановке избы увидели?
Дети. Столы. стулья. посуда расписаны хохломскойй росписью.
Воспитатель. А по каким признакам вы поняли. что посуда и мебель расписаны под хохлому?
Дети. Они деревянные. Разукрашены листочками,ягодками. цветами на чёрном или золотом фоне.
Воспитатель. А посмотрите. какие игрушки расставлены вот на этом столике. Вы их узнаёте?
Дети. Это дымковские игрушки. Они тяжёлые, глиняные. Раскрашены очень яркими красками на белом фоне. Узоры очень простые: точки,полоски,квадратики.
Воспитатель. Дети,посмотрите, какой необычный предмет вот здесь находится (Показывает на прялку. Дети затрудняются ответить.)
Воспитатель. Дети, это прялка- орудие труда для изготовления шерстяной нити- пряжи. Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью. как прялка. Прялка была в каждой избе. Прясть начинали с самого детства. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в избе. Отец заказывал для своей дочери подарок у лучшего мастера ко дню свадьбы. Пряли из овечьей шерсти, вытягивая тонкую нить,которую наматывали на веретено (показывает веретено).А затем,шерстяную нить сматывают в клубочки (показывает несколько разноцветных клубочков)Как вы думаете, что можно связать из такой нити?
Дети. Шапку,шарф,кофту.
Воспитатель. Правильно. Есть такая народная игра"Прялица".Предлагаю
сыграть (Русская народная игра"Прялица"-динамическая пауза).
Воспитатель. Дети,хочу обратить ваше внимание на то,как наша прялка расписана. Она разрисована городецкими узорами. Они отличаются особой праздничностью и красотой. Узор состоит из листиков (демонстрирует,бутонов и пышных цветов. Краски берутся яркие и сочные:красные. розовые,голубые. На цветы наносятся различные сеточки и точки белой или чёрной краской. Городецкая роспись ценится и изображением чудесных лошадок и волшебных птиц (демонстрирует).
А хотите порисовать?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте украсим панно городецкими узорами-купавками. Чтобы нарисовать купавку нужно взять тонкую кисть и нарисовать круг,а затем закрасить яркой краской. На следующем этапе, чтобы она ожила,отметить белой краской серединку и прорисовать каждый лепесточек. Городецкие мастера брали свои работы в красивые контурные рамки. То есть рамка проходила по краю изделия,в данном случае панно. Рамку можно рисовать на свой вкус. А сейчас, давайте, попробуем вместе украсить панно,но каждый своё,как представляет. (Совместная работа воспитателя и детей за общим столом).
В конце НОД выставка всех работ детей.)