МААМ-картинки

Знакомство с историей создания куклы и способами ее изготовления

Наталья Винокурова
Знакомство с историей создания куклы и способами ее изготовления
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова к статье :Кукла - самая древняя и популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В своей статье я хочу познакомить родителей и педагогов с различными видами кукол и технологией их изготовления.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания является использование народного творчества в педагогической работе с детьми. Народное творчество способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Публикация «Знакомство с историей создания куклы и способами ее изготовления» размещена в разделах

Народное творчество в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Народное творчество имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер, связь с окружающей жизнью. Детям дошкольного возраста близки и понятны работы мастеров игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, и это помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей. Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше.

Занятия по изготовлению кукол помимо патриотического воспитания, способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изготовлению кукол, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремления хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно при изготовлении кукол каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Знакомство с изготовлением кукол способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Поэтому каждому педагогу необходимо создавать все условия для раскрытия творческих способностей и дарований каждого ребенка, заложенных в него природой, формирования духовных качеств личности, художественного вкуса и эстетического чувства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателя. Поэтому дети должны видеть не только игрушечных роботов и автоматизированных кукол, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная руками, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях. Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

На сегодняшнем этапе развития общества остро встает проблема возрождения традиций, всего того, что человек утратил в результате промышленно-индустриального бума. И именно сегодня наша задача заключается в том, чтобы направить ребенка, обратить его внимание на красоту и уникальность тех знаний, которые дошли до нас, сохранились.

Воспитание подрастающего поколения в традициях уважения к минувшему, своей истории, приобщения к своим традициям и обычаям народа, развитие художественного вкуса, творческих способностей развитие эстетической личности – всего этого можно достичь через изучение традиционных народных ремесел. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги.

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и олени - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли; ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Игровые куклы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Обрядовые куклы.

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна

быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Совершенно особенное место среди игрушек занимает кукла, потому что она – отображение человека. С ее помощью дети ищут собственное «я», обыгрывая бытовые сценки. Кукла – это друг, с которым можно поделиться своими сокровенными мыслями, горестями и радостями. С ней всегда можно унестись в мечтах от суровой действительности или подготовится к какому-то событию. С куклой связано так много приятного и удивительного! Символично, что в живой природе из неподвижной, как бы неживой «куколки» появляется красавица-бабочка, так же и мы одухотворяем наших кукол, вдыхая в них жизнь.

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм?

Тряпичная кукла живет и формируется в процессе игры. Если ребенку хочется, чтобы у куклы был нос, можно наметить его лишней точкой. Если удивляется, почему у игрушки нет пальцев, можно наметить их несколькими стежками. У тряпичной куклы отсутствует и механизм, с помощью которого она, как правило, некстати, говорит какую-то фразу. Неестественный голос, монотонно повторяющий ту или иную фразу, вызывает у ребенка естественное любопытство: что там у нее в животе? В конце концов, он разбирает куклу на части и изучает ее изнутри.

В случае с тряпичными куклами, материал настолько прост (ткань, шерсть и вата, что не вызывает желания посмотреть, что внутри, особенно если кукла была сделана на глазах или вместе с ребенком.

А еще тряпичные самодельные куклы позволяют родителям легко создать небольшой домашний кукольный театр, персонажи которого будут обладать доброй энергетикой простором в плане выражения эмоций. Кукольный театр – прекрасное средство образного воплощения интересных историй, как дома, так и в детском саду. Детей, которым трудно слушать увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в рабскую зависимость от готовых образов. Мы воспитываем ребенка с помощью слов, эмоций, мы рассказываем о нас самих, о том, что наполняет наши души, так почему бы не сделать это с помощью рукотворных кукол. И, видно, что-то происходит в их душах, дети становятся добрее. Ведь эти куклы можно потрогать, подержать в руках, сфотографироваться с ними. Человек познает не только умом, сердцем, но и руками. В руках детей оживают простые тряпичные куклы, потому что они хранят тепло человеческих рук.

Кукла перешла в мир детской игры. Но утратила ли она свою былую власть? Она может быть нашим педагогическим союзником, а наша задача, задача педагогов сохранить и преумножить культурное наследие нашего народа.

Публикации по теме:

«Каждой кукле по обновке». Мое творчество«Каждой кукле по обновке». Мое творчество Кукла – самая древняя, популярная и загадочная игрушка. Древняя кукла найдена на территории Болгарии. На Руси куклам не рисовали лицо, так.

Краткосрочный проект в старшей группе «Вторая жизнь бумаги, или Как из ненужного сделать что-то интересное» Проблема: можно ли из бумажного мусора сделать нужные вещи? Задачи: - познакомить детей с техникой изготовления бумаги из макулатуры и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство с историей создания куклы и способами ее изготовления
Опубликовано: 5 марта 2014 в 16:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с историей создания куклы и способами ее изготовления» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Винокурова (УИ 201756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД