Надежда Афанасьевна Никитина
«Знакомство с календарем и его видами». Занятие для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Знакомство детей с разными видами календаря;
формировать стремления планировать свою жизнь по календарю;
представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен
года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый
год»;
закрепление умения составлять модели (суток, недели, года,
ориентироваться на модели.
Задача: Формировать элементарные временные представления.
Публикация «„Знакомство с календарем и его видами“, Занятие для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Демонстрационный материал: Демонстрационный материал: разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный); модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного); модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной).
Раздаточный материал: картинки с изображением времени года, детский карманный календарь, наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый); модели дней недели в виде цветика – семицветика.
Ход деятельности
Воспитатель: Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.
Игровое упражнение с моделью «Сутки»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?
Дети: Это модель суток.
Воспитатель: Из каких частей состоят сутки расскажут ребята
(дети читают стихи)
1. «Утро»
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
2. «Добрый день»
Целый день, целый день
В игры нам играть не лень
Днем мы любим заниматься
Прыгать, бегать, кувыркаться.
3. «Вечер»
За окном уже темнеет
Бабушка тихонько дремлет,
Посмотри скорей в окно
Огоньков полным полно.
4. «Ночь»
Спят медведи и слоны
И лиса и ежик
Все вокруг стать должны
Папы, дети тоже
Воспитатель: О каких частях суток рассказали дети?
Дети: Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.
Воспитатель: Из скольких частей состоят сутки?
Дети: Сутки состоят из 4 частей.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?
Дети: День, вечер, утро, ночь.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем.
Игра с картинками
Воспитатель:Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)
Дети: Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать
Воспитатель: А когда дети играют?
Дети: Днем.
Воспитатель: А когда спят?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Ребята, помогите мне закончить предложение.
Игра «Закончи предложение»
- Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)
- Солнышко светит днем, а луна (ночью)
Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток.
Дети: Нет, не изменяется.
Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.
Дети: Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.
Работа над закреплением понятия «Неделя»
Воспитатель: Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?
Дети: Неделя.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)
(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: В неделе 7 дней.
Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.
Воспитатель: Как называется первый день недели? Третий? Шестой?
Воспитатель: В какие дни мы не ходим в детский сад?
Дети: В субботу и воскресенье.
Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?
Дети: Между четвергом и субботой находится пятница.
Воспитатель: С какого дня начинается неделя?
Дети: С понедельника.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.
(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)
Воспитатель: Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.
Воспитатель: Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.
Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»
Воспитатель: Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?
Дети: Модель года.
Воспитатель: Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?
Дети: Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.
Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?
Дети: Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»
(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)
Загадки:
1. Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня (весна)
2. Очень душно, очень жарко,
Солнце светит ярко – ярко,
Побежим купаться,
С рыбками плескаться.
(Дети показывают карточку символизирующую лето)
3. Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят
(Дети показывают карточку желтого цвета)
4. Снег на полях,
Лед на реках.
Вьюга гуляет,
Когда это бывает.
(Дети показывают карточку белого цвета)
Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какое время года предшествует осени?
Дети: Лето красное.
Воспитатель: В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?
Дети: Новый год мы отмечаем зимой.
Воспитатель: В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?
Дети: Лету красному.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Физкультминутка «В понедельник я купался»
В понедельник я купался (изображение пловца)
А во вторник – рисовал (рисуют)
В среду долго умывался (умываются)
А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)
В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)
Очень долго танцевал
А субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (приседают)
Знакомство с разновидностью календарей
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?
Дети: С помощью календаря.
Воспитатель: Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи?
Дети: Календари показывают число, месяц, день недели; рабочие и выходные дни, обозначенным разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные дни - красным.
Воспитатель: Чем отличаются календари?
Дети: Размером, цветом оформлением.
Воспитатель: Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?
Дети: 14 января, среда.
Воспитатель: Еще бывают настенные календари, они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?
Дети: Потому что столько месяцев в году.
Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.
Дети: потому что семь дней недели.
Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.
(Воспитатель показывает перекидной календарь)
Воспитатель: А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.
(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь)
Воспитатель: Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.
Воспитатель: И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.
Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Загадка:
Под новый год пришел он в дом
Большим румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
Дети: Это календарь.
Воспитатель: Вы правильно догадались, это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь?
Дети: Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем.
(Воспитатель показывает детям модель календаря)
Воспитатель: Какой формы этот необычный календарь?
Дети: Он круглый.
Воспитатель: Правильно, наш календарь круглый, как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь?
Дети: Белым, зеленым, красным и желтым.
Воспитатель: Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?
Дети: Мы обозначали времена года.
Воспитатель: На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.
Воспитатель: Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Как называется этот праздник и когда он наступает?
Дети: Новый год
Воспитатель: А что обозначает эта модель?
Дети: Она обозначает модель года.
Воспитатель: Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что в каждом времени года три месяца.
Воспитатель: Назовите самые холодные месяца.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А теперь назовите самые жаркие месяца.
Дети: Июнь, июль, август.
Воспитатель: Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?
Дети: 12 месяцев.
Воспитатель: Назовите их по порядку.
(Дети называют месяца года)
Игровое упражнение «Найди ошибку»
Воспитатель: Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?
Дети: Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.
Воспитатель: Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?
Дети: Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.
Воспитатель: как вы думаете, для чего календарь нужен человеку?
Дети: Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.
Воспитатель: Что вы узнали нового, необычного о календарях? Какие вы календари запомнили?
Дети: Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.
Воспитатель: Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей, узнали об их назначении.
Воспитатель: А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари.
Воспитатель: Наше занятие закончено.