Татьяна Бушман
«Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: педагогическая мастерская
Ход мастер-класса:
Во второй части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, представлен авторский подход к реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Публикация «„Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В прошлом учебном году я рассказывала о проекте этой программы в презентации «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Проект я разделила на 5 разделов:
1) Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками.
2) Знакомство с русскими старинными ремеслами.
3) Знакомство с устным народным творчеством.
4) Знакомство с народным бытом, обычаями и традициями.
5) Знакомство с русским народным искусством.
Сегодня остановимся на первом разделе, знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками. Они называются народными, потому что пришли к нам как и русское-народное творчество через русский народ, календарными, так как связаны с календарным циклом, обрядовыми, т. к. эти праздники наполнены установленными обычаем действиями, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления и бытовые традиции.
Задачи раздела:
1) Познакомить детей с основнымикалендарно-обрядовых праздниками.
2) Показать связь праздников с трудовой деятельностью русского народа и явлениями природы.
3) Формировать историческое сознание через взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
4) Вызвать интерес к народным праздникам и активное участие в них.
Праздников таких очень много. Я выбрала некоторые из них по одному в месяц, учитывая известность праздника, игровую и бытовую деятельность народа, связанную с данным праздником, интересность и доступность обрядов.
Для ознакомления с календарно-обрядовыми праздниками я использовала следующую литературу:
1) Народные праздники, В. В. Ищук, М. И. Нагибина «Академия развития», Ярославль, 2000 г.
2) Знакомство детей с русским народным творчеством, Т. А. Бударина и др., изд. «Детство-Пресс», СПб, 1999 г.
3) Российский этнографический музей детям, О. А. Бутикова и др., «Детство-Пресс», СПб, 2001 г.
4) Солнечный круг, О. А. Бутикова и др., «Детство-Пресс», СПб, 2004 г.
5) Русские обряды и традиции. Народная кукла, И. Н. КотоваЮ А. С. Котова, «Паритет», СПБ, 2003 г.
Также некоторые праздники представлены в этнокалендаре, что я использую как демонстрационные материал для родителей и детей.
Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками проходит через совместную деятельность детей и воспитателя в форме досугов и развлечений. Активно использую предметы из развивающей среды.
Для достижения поставленных задач применяю почти все виды детской деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1) Игровая деятельность
Это режиссерские, театрализованные, дидактические, русские народные хороводные игры. Особую роль выполняют русско-народные игры. Они представлены в картотеке.
Давайте и мы поиграем. Игра «Кузнецы»
2) Коммуникативная деятельность.
Это потешки, пословицы, поговорки, прибаутки, приметы, загадки.
Например:
Поговорки Пришел Алексей – выверни оглобли из саней.
Не житье, а масленица.
Дорого яичко ко великодню.
Приметы На рождество иней – урожай на хлеб.
Ранние ласточки – к счастливому году
Верба распутицу ведет, гонит с рек последний лед.
Закличка Радуга-дуга,
Перекинься на луга!
Выйди, солнышко,
Из-за бревнышка!
Загадки Два раза родился, ни разу не крестился (цыпленок)
«Егорий Вешний»
Наш Богдан не богат, не догадлив,
Трех друзей себе нажил
Один его поит (корова)
Другой кормит (лошадь)
Третий добро охраняет (собака)
«Спасовка-лакомка»
Сидят девицы в горенке нижут бисерок на ниточки (пчелы)
«Яблочный спас»
Не маменька родила, а
Гостинцем оделила (яблоня)
«Семенов день»
Сам лубяной, головка масляна, ножки глиняные (лен)
Стоит Арина – рот до ушей (мялка)
Кручусь, верчусь, не потею
Только более толстею (веретено)
3) Познавательно-исследовательская деятельность
Это разгадывание кроссвордов, обследование предметов, составление алгоритмов, обсуждение мнемотаблиц.
Давайте попробуем разобрать мнемотаблицу праздника «Кузьма-Демьян», 14 ноября. Обсуждение таблицы.
4) Продуктивная деятельность
Это изготовление подарков, сувениров приглашений, русско-народных игрушек, раскрашивание ритуальных предметов (яйца, птичка, лошадки, мешочки).
Мы с вами сейчас сделаем куклу «Мартиничку» из шерстяных ниток.