Получи документы

«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.» (9 фото)

Марина Бахарева
«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»

Цель: Сформировать представление о содержании и структуре русского народного обряда- первое купание ребёнка.

Побудить интерес к русскому фольклору, предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье.

Развивать интерес детей к старинным названиям предметов русской старины и их предназначению.

Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и быту предков.

Публикация «„Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа,“» размещена в разделах

Материал: Уголок русской избы, хозяйка в русском костюме, кукла младенец, ухват, чугунок, кочерга,самовар, деревянная и глиняная посуда, ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголёк из печи,зёрнышки, денежки, фишки, игрушка домовёнок.

Ход занятия.

Зал оформлен в стиле русской избы. На печи лежит ухват, стоит чугунок. Рядом с печкой стоит кочерга. На столе стоит самовар, деревянная и глиняная посуда. Звучит русская народная музыка, дети входят в зал.

1. На экране мультимедиа показана русская изба, красный угол, крыльцо, семья за столом.

Вед: Здравствуйте, люди добрые!

Низкий вам поклон!

Сегодня мы будем говорить о наших предках и о их житье – бытье. Но давайте вспомним.

- Что означает слово предки?

- Кто были наши предки?

-Чем занимались наши предки?

Воспитатель обращает внимание на детей на мультимедиа, где показана картинка с изображением русской избы и семьи.

- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации и скажите, как называется это сооружение (изба?

- Из какого материала русские мастера строили себе жилище (дерево?

Избу рубили из дерева. Её никогда не красили и ничем не обшивали. Натуральный цвет бревна в пасмурный день был серебряным, а в солнечный светился тёплым медовым цветом.

- Что такое дом для человека?

Человек, чувствуя себя незащищённым от стихии, стремился создать свой дом добрым и уютным. Ставил избу прочно, основательно, и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

Нет нигде в мире дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, в ней всегда пахнет смолой.

А вот крыльцо.

-Крыльцо – дома лицо.

По крыльцу и о хозяине дома люди судят. Крыльцо чистое да крепкое, значит хозяева хорошие. А коли крыльцо скрипит, шатается, грязное да неметеное – ныряхи в доме живут.

Воспитатель приглашает пройти детей в избу, дети садятся на скамейки.

Воспитатель обращает внимание на «красный угол», в нём стоит самые дорогие сердцу вещицы, а в тёмный угол, его называли куть, закуток стояла разная рухлядь. В крестьянских избах не было ни шкафов, ни комодов, все вещи хранились в сундуках.

2. - Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабушка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

Прикладывает ладони к печке.

- ох, хорошо! Прижмутся дети к печке тёплой да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплой жар струится, вкусно да сдобно калачами пахнет, угольки светятся да горницу освещают.

Печка – деревенская кормилица.

Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна.

Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей.

Ой, печи, печи, печи

Всем на радость калачи!

От жаркой соломы

Тепло всему дому.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печёт для всей семьи, сдобные калачики – для самых маленьких детушек. Печь избу согревает и освещает. А совсем маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да, не удивляйтесь – в печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печке чистой соломы, поставит чугунок с тёплой водой и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

3. А предки наши жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушки, дедушки. А детей в русских семьях всегда было много (показ иллюстрации).

Как же радовались каждому родившемуся младенцу, и как его принимали.

Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: Три раза человек дивен бывает.»

Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет. Появление ребёнка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своём веку встречает её каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно в первые. Так и рождение человека. Появился на земле – для всех он новый! И для него всё впервые. Первое всё особенное, никогда уже не повторится.

Вот сейчас мы с вами посмотрим, как у наших предков проходил обряд первого купания.

Показ обряда первого купания.

- Первое купание - особенное. В ушат с водой клали уголёк из печи, зёрнышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу, будь всегда сыт, и благополучен. А ещё в колыбельку клали оберег – Люлятку, она оберегала младенца от худого глаза, и нечистой силы. Лица у куклы не рисовали, что бы нечистая сила, не могла его сглазить. Оберег брал всё плохое на себя и тем самым защищал малыша.

Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочек – материна, для мальчиков – отцова. Расти хорошо, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

Ну а потом в люльку несут. Для первого раза тоже кусочек хлеба с солью клали. Хлеб – соль верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья.

4. Ну, а как не вспомнить о наших прабабушках и бабушках, которые без колыбельных песенок не укладывали малыша спать.

- А вы, знаете колыбельные песни? Кто споёт для нашего малыша?

Ребё нок:

Баю –баюшки-баю.

Жил старик на том краю

Он не беден, ни богат,

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслину едят

Кашу маслину едят

И на деточку глядят

Каша масленая

Ложка красненькая.

5. Дружно, весело жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках.

1. «На что клад, коли в семье лад».

2. «Вся семья вместе, так и сердце на месте».

3. «нет такого дружка, как родная матушка».

4. «Братская любовь крепче каменных стен».

5. «В своей семье, всяк отец самый большой».

6. «Без корня и полынь не растёт».

7. «Изба детьми весела».

6. Физминутка.

Семья могучая

В одном лесу дремучем - покачать руками над головой «деревья»

Жила семья могучая – сложить ладони в «замок»

У них был дом огромный – соединить пальцы над головой «крыша»

И крыша с трубой тёмной – показ трубы

И трубы в колечко дым – круговые движения рук в стороны

Плим – плим – плим. – перещёлкивание пальцами

7. В гости приходит Домовой.

Из – за печки раздаётся ворчание.

Дом: Сама –то печка добрая, всем найдёт кусок пирога да куриную ножку.

А вот люди сами норовят всё съесть, мне ничего не оставить.

ВЕД: Кто – это из-за печки со мной разговаривает?

Дом: Это я, запечный житель.

ВЕД: Запечный житель? Кто ты таков?

Дом: Зовут меня известно как: Домовой – Кузя. Слыхали?

ВЕД: Слыхали! Слыхали! Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. Правда, это?

Дом: Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу.

ВЕД: садись, Домовой к печке – здесь тебе будет уютнее.

Значит ты – запечный житель? Ты всё видишь и знаешь, что в доме происходит?

Дом: Моё дело за печкой ухаживать, сковородки серебрить, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевать.

ВЕД: А я слыхала, что домовые проказники. Потеряется в доме какая нибудь вещь – опять говорят – Домовой утащил. Правда, это?

Дом: Да не проказники мы, а помощники. Поищет – поищет человек потерянную вещь, а когда найдёт – вспомнит, что сам её положил не на то место. Поэтому и говорят: «КАЖДОЙ ВЕЩИ ВДОМЕ СВОЁ МЕСТО».

ВЕД: Говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.

Дом: Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается.

ВЕД: Кузя, а как ты думаешь, хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?

Дом: А мы сейчас это проверим. Хотите, ребята, загадки отгадывать?

1. Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. (печь, огонь, дым.)

2. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (чугунок)

3. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода. (самовар)

4. Новая посудина, а вся в дырках. (сито)

5. Три братца пошли на речку купаться

Два купаются, третий на берегу валяется

Искупались, вышли, на третьем повисли. (вёдра с коромыслом) и. т. д.

ВЕД: А наши дети знают про тебя Кузя игру, поиграешь с нами?

Игра «Домовой»

Кузя, Кузя Домовёнок,

Знаем мы его с пелёнок (приветливо машут рукой)

Он весёлый и смешной,

Домовёнок озорной. (жест Буратино)

С Кузей поиграем в прятки, (открываем и закрываем лицо ладонями)

Вместе сядем на лошадку, (держим поводья)

Любит вкусно он покушать (гладим живот)

Любит Кузя сказки слушать. (одна рука под щёку)

Домовёнок озорной, как нам весело с тобой!

(приветливо машем рукой).

Кузя прощается и оставляет с детьми, приглядывать за ними своего внучонка Домовёнка. Чтобы его задобрить воспитатель предлагает возле печки поставить блюдечко с молоком.

8. Словесная игра» назови ласково»

- Игра на внимание, сообразительность.

Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно – ласкательной форме. (бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь).

9. Как быстро время пролетело, за играми, песнями, рассказами. Помните детки о своих предках, традициях своего народа, и помните о них, передавайте их своим детям и внукам. Так мы сохраним обычаи и историю русского народа.

Ребё нок:

Россия, Россия края дорогие,

Здесь издавна люди живут

Они прославляют просторы родные,

Детей своих любят и предков здесь ждут.

«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»
Цель Сформировать представление о содержании и структуре Русские народные традиции и обычаи русского народного обряда первое купание ребёнка Побудить интерес к русскому фольклору предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье Развивать интерес детей к старинным названиям предметов русской старины и их предназначению Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и быту предков Зал оформлен в стиле русской избы На печи лежит ухват стоит чугунок Рядом с печкой стоит кочерга
Публикации по теме:

Мультимедийная разработка Непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание». В группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 10:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД