Получи документы

Золотая середина воспитания

Татьяна Клюева
Золотая середина воспитания

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Известны лишь два вида воспитания – организованное (общественное) и семейное. Со дня открытия первого детского сада решался вопрос: как сочетать детский сад и семью в вопросах обучения и воспитания; кто главный, а кто ведомый в этом процессе?

Публикация «Золотая середина воспитания» размещена в разделах

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так же как и семья не может воспитать ребенка изолированно от общества. В «Концепции дошкольного воспитания» зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установление оптимального баланса между семьей и детским садом в воспитании детей.

А это предполагает соблюдение следующих принципов:

1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и развитии детей;

2. единое понимание педагогами и родителями цели и задач в воспитании и обучении;

3. помощь, уважение и доверие к ребенку;

4. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи;

5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Сотрудничество и партнерство между семьей и детским садом – это та золотая середина, которая способствует достижению общей цели: становлению личности ребенка, его успешной социальной адаптации. Это хорошо должны понимать и родители и педагоги.

Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.

Кризисная ситуация конца XX века способствовала разрушению достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение сети, низкий охват детей дошкольным образованием, объявление детского сада необязательной ступенью образования).

С другой стороны государство провозгласило возрождение, становление гражданского общества, в котором жить, трудиться, любить, воспитывать своих детей предстоит сегодняшним малышам. И от того, какими они будут, как образованы, а, главное, как воспитаны ( недаром говорят: “образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего”) будет зависеть, какое возрождаем общество. Счастливо ли, интересно ли в нем станет жить.

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.

Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать их в свою работу.

Кажется, истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада “ повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, отягощенного патологией в развитии. Именно взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том, кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто “ведомый”, кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.

Литература:

1. «Концепция дошкольного воспитания» 2003год.

2. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.» О. В. Солодянкина. М. : АРКТИ, 2004 год

Публикации по теме:

Формы работы с родителями. Практическая работа с семьёй Цель. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает обмен мыслями,чувствами,переживаниями;направлено на повышение педагогической культуры.

Задачи воспитания и обучения детей с 2–3 лет («Программа воспитания и обучения» Васильевой») Вашему вниманию представлена презентация, в основе которой лежит "Программа воспитания и обучения детей с 2-3 лет в детском саду" Васильевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Золотая середина воспитания
Опубликовано: 26 июля 2013 в 18:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД