Ирина Владимировна Сучек
Основная цель управления ДОУ в новых социально-экономических условиях
▼ Скачать + Заказать документы
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения, Основными направлениями реформирования системы дошкольного образования стали
1) ориентация на создание гибкой многофункциональной системы дошкольных учреждений разных форм собственности, учитывающих потребности и возможности разных семей, а также интересы ребенка;
2) сохранение и укрепление здоровья детей,
Публикация «Основная цель управления ДОУ в новых социально-экономических условиях» размещена в разделах
3) обеспечение равного старта развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания детей;
4) сохранение специфики работы каждого вида учреждения с учетом психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста.
Центральным звеном Российской системы образования является организация Управления, способного повысить конкурентоспособность отечественного образования. Ключевой фигурой процесса управления образования является руководитель МДОУ. Профессия руководителя, его профессиональная деятельность, одна из наиболее содержательных видов деятельности. В условиях модернизации образования должно происходить освоение руководителя дошкольного образовательного учреждения новых социально - значимых ролей, профессионально-функциональных знаний и управленческих навыков, развитие профессиональной культуры и личности самого руководителя. Все более остро ощущается потребность в высококвалифицированных и мобильных управленческих кадрах, успешно реализующихся в новых социально-экономических условиях. Это требует существенных изменений, как и для самого руководителя, так и в системе подготовки управленческого персонала с целью профессионального отбора, адаптации, закрепления и формирования резерва, повышения квалификации в соответствии с особенностями управленческого труда. Более того, практика управления в области образования показывает, что современный руководитель должен обладать определенным уровнем персональной компетенции, позволяющим отказываться от традиционно сложившихся способов и методов управленческой деятельности, профессионального поведения при изменении образовательной ситуации, а так же способностью к развитию, освоению новых управленческих подходов
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регулирование его качества, система дошкольного образования требует новых подходов и к управлению. Сегодня становится очевидно, что и любое образовательное учреждение, которое представляет собой систему разного рода структурных компонентов и взаимосвязей между ними, не может и функционировать, и качественно развиваться вне взаимодействия с другими социальными системами. Социально-экономические преобразования в России и регионе за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования.
В условиях модернизации российского образования проблема повышения эффективности управленческой деятельности руководителей, является центральной проблемой развития дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Обусловлено это тем, что система управления дошкольным учреждением, сложившаяся ранее, в период властвования административно-хозяйственной системы, была ориентирована, главным образом, на результат, а не на сам педагогический процесс и его участников. В настоящее время она нуждается в совершенствовании и существенном обновлении,
Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т. е. от умения изучать и изменять себя, поэтому необходимо создавать собственные управленческие концепции развития.
Среди основных факторов, влияющих на качество и результативность управленческой деятельности руководителя ДОУ, можно выделить следующие:
1) Изучение педагогического коллектива, как основа создания эффективного механизма управления;
2) Разделение и кооперация труда руководителей дошкольного образовательного учреждения;
3) Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ;
4) Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности.
Основная проблема в деятельности управленческих кадров системы дошкольного образования в настоящее время – несоответствие имеющихся ресурсов и поставленных целей перед дошкольными учреждениями и их руководителями.
Следовательно, успешность профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения зависит, прежде всего, от определенного набора индивидуально-психологических особенностей и профессионально-деловых качеств его личности, т. е. следует иметь в виду личностную предрасположенность к данному виду деятельности.
На сегодняшний день особую роль в повышении эффективности управленческого труда руководителя ДОУ играет профессионально-образовательное развитие взрослого человека как специалиста, включающее в себя профессиональный выбор (карьерный рост, профессиональную подготовку (переподготовку, профессиональную адаптацию, рост и совершенствование профессионально-управленческого мастерства в системе непрерывного образования. Необходимой составляющей профессионализации руководителя ДОУ является ориентация на новые тенденции развития системы образования в целом и системы дошкольного образования в частности в изменяющихся социально-экономических условиях нашей страны.
В современных условиях существенной задачей управления является мотивация персонала.
Мотивация труда персонала определяется как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих работника к такому трудовому поведению, которое способствует достижению целей организации. В качестве способов её осуществления выступают стимулирование и поддержание внутренних побудителей к труду.
На сегодняшний день руководящие кадры адекватно оценивают значимость мотиваторов, связанных с некоторыми альтруистическими мотивами, реализацией потребностей в причастности и гарантиях, признании со стороны воспитанников и окружающего социума, наличием возможностей для творческого роста.
Однако руководители преувеличивают влияние на эффективность работы большинства сотрудников таких факторов, как уровень заработной платы, наличие льгот и информации о происходящем в образовательном учреждении, участие в инновационной деятельности, признание со стороны руководителей и их справедливость, возможность оказывать влияние на воспитанников. Кроме того, управленцы преуменьшают воздействие на трудовое поведение педагогов факторов осознания ими полезности своего труда, удовлетворенности от успехов воспитанников, признания в профессиональном сообществе.
Важное место в управлении дошкольным учреждением принадлежит педагогическому анализу. Он позволит на научной основе определить задачи, прогнозировать, планировать, организовывать, регулировать и контролировать деятельность педагогического коллектива.
Анализировать — значит сравнивать, лучше или хуже стала работа дошкольного учреждения, выявлять, что обеспечило успех, продвижение вперёд, каковы причины имеющихся недостатков.
Особую роль в системе управления дошкольным учреждением, наряду с педагогическим анализом, планированием, организацией, должен занимать контроль, т. к. благодаря ему управление приобретает принципиально важный компонент — обратную связь.
Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов системы образования.
Для того чтобы контроль стал инструментом мотивирования труда сотрудников ДОУ, он должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.
Актуальность на современном этапе управления дошкольным учреждением приобретает самоконтроль. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.
Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления : совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т. д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители - наши заказчики и с их мнением необходимо считаться.
Главным ресурсом современной системы управления дошкольным учреждением является персонал. Актуальным направлением в управленческой деятельности может стать формирование и развитие атмосферы сотрудничества и сплочённости трудового коллектива; снижение трудностей в налаживании взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами для передачи практических знаний и навыков; расширение знаний и методов укрепления психологического здоровья, повышении стрессоустойчивости каждого участника образовательного процесса. Общая тенденция должна быть направлена на повышение доверия к каждому сотруднику, его способностям и силам.
Прежний руководитель проявлял себя, как правило, хорошим исполнителем, образование же сегодня нуждается в новом типе руководителя-инициатора, творца, способном создать условия, обеспечивающие развитие личности педагога и ребенка в соответствии с его собственными потребностями, а также, потребностями развивающегося общества. Таким образом, налицо — противоречие между новыми целями, задачами и прежними способами организации управленческой деятельности.
Разрешение данного противоречия — одно из важнейших условий обновления дошкольного учреждения и управления им