Папки-передвижки

Методика преподавания городецкой росписи детям дошкольного возраста

Ольга Варфоломеева
Методика преподавания городецкой росписи детям дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства я осуществляла, начиная с младшей группы.

В этой работе я ставила перед собой задачи познакомить детей с народной росписью, показать ее красоту, вызвать у детей чувство радости, желание не только рассматривать созданные народными мастерами узоры, но и н научиться воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства. Для этого в работе с младшими

При ознакомлении с народным искусством решаются следующие задачи :

- развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости ;

Публикация «Методика преподавания городецкой росписи детям дошкольного возраста» размещена в разделах

- понимание содержания, выделение средств выразительности, пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция ;

- развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Для ознакомления детей с народным искусством организуются :

- выставки (одного предмета, одного вида народного искусства, двух-трех видов в сравнении, нескольких видов в конце года) ;

- занятия по ознакомлению с народным искусством (одним или несколькими видами). Занятия проводятся в группе, на выставке, в музее дошкольного учреждения.

Младший дошкольный возраст

Задача воспитателя - привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой (дымковской, филимоновской, тверской и др.). Детей знакомят с образами, характерными для русской игрушки : птицей, собачкой, конем, барышней. Эти образы встречаются в каждом виде народного искусства. Важно научить ребенка узнавать знакомую игрушку, видеть ее красоту. Каждый месяц воспитатель вносит в группу новые игрушки, затем репродукции с их изображением, привлекая к ним внимание детей, просит рассматривать их, учит выделять некоторые детали костюма (фартук, косынку, юбку, их украшения. Чтобы привлечь внимание детей к народным игрушкам, через некоторое время воспитатель заменяет их и дополняет репродукции, затем они снова приходят в гости. Встреча со знакомым образом, его узнавание, создание игровой ситуации, использование сюрпризных моментов будут способствовать повышению интереса к народной игрушке.

Средний дошкольный возраст Продолжается работа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством, в первую очередь с теми видами, которые наиболее близки и доступны для восприятия, с тем, что окружает их дома, в дошкольном учреждении (игрушка дымковская, филимоновская, тверская и др.). Узнавая знакомые образы птиц, животных, и т. д., ребенок начинает выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного искусства : элементы узора, их цвет, яркие краски, которые привлекают его внимание. Это геометрические элементы :полосы, кольца, круги разной величины и цвета. Каждому виду народной игрушки присущи определенные сочетания элементов узора и их цвета. Воспитатель учит детей видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части – элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать вариативность цвета. Постепенно воспитатель учит детей видеть закономерность построения узора (композицию) : чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов, показывает ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре.

Старший дошкольный возраст

Продолжается работа по развитию интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ. Детей знакомят с разными видами народного искусства, учат их различать по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Это русская народная игрушка - дымковская, филимоновская, тверская, каргопольскяа, украшенная геометрическим орнаментом, деревянная богородская игрушка, предметы быта – посуда, мебель, украшенные растительным узором, городецкая, хохломская, полхов-майданская, жостовская роспись, гжель и другие виды. В течение года воспитатель отбирает несколько видов народного искусства, чтобы показать детям сначала геометрические орнаменты, учитывая наличие предметов декоративного искусства в дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, диафильмы, видеофильмы.

Важно начать с рассмотрения тех видов народного искусства, с которыми детей знакомили в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное воспитание детей. Кроме того, воспитание знакомых предметов будет проходить на новом уровне: выделяя общее, дети заметят то, на что раньше не обратили внимание.

В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора.

Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (городецкая, хохломская роспись). Соединяя круги, овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу.

Формы ознакомления с каждым видом народного искусства разные: это выставки, занятия по искусству, декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства, репродукций, слайдов, диафильмов, видеофильмов, что позволяет показать разнообразие содержания предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.

На занятиях по народному искусству детей знакомят сначала с одним из его видов, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно показать общие образы народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.

Организация таких занятий может быть самая разнообразная: экскурсия на выставку, организованную в группу, методическом кабинете, зале или музее дошкольного учреждения; приглашение народных мастеров, художников. Новой формой является организация экскурсий в музей декоративно-прикладного искусства, на выставки, где дети опадают в необычный мир искусства, приобщаются к художественной культуре.

На занятиях дети рассматривают предметы декоративного искусства и их изображения: репродукции, открытки (демонстрационный и раздаточный материал).

Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем – название, его местонахождение; определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не простые – глиняные расписные» (филомоновские игрушки, «Барыни красивы, да беда – спесивы» (каргопольские игрушки, «Майданские утки несутся два раза в сутки», «Гриб свеж, а его не съешь» (полхов-майданская игрушка).

Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, приглашение мастериц сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства.

Работа по развитию эстетического восприятия с отдельными детьми продолжается вне занятий – на выставке, организованной в группе, где материал периодически меняется в зависимости от содержания последующих занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации, проводимых в данный период.

На занятиях по декоративной деятельности продолжается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства, выделяют некоторые приемы, доступные детям дошкольного возраста : обобщенные способы лепки, быстрое выполнение отдельных элементов и скоропись, заполнение пространства листа в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные, потом украшения и т. д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатываются навыки и темп рисования без пауз.

Таким образом, знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и пробуждает желание применить полученные знания, умения и навыки в создании композиций, развить творческие способности.

Публикации по теме:

Из опыта работы по декоративно-прикладному искусствуИз опыта работы по декоративно-прикладному искусству Знакомство детей с произведениями народно-искусства я начала с младшей группы. В этой работе я поставила перед собой следующие задачи: познакомить.

Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушкиПерспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки Цель: Формировать патриотические чувства и сознание детей на основе народного искусства. "Богородская деревянная игрушка - улыбка детства".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика преподавания городецкой росписи детям дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2015 в 15:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика преподавания городецкой росписи детям дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Варфоломеева (УИ 287730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД