Семинар-практикум «Дидактические сказки по математике»

ТАТЬЯНА ФЕРАПОНТОВА
Семинар-практикум «Дидактические сказки по математике»

Семинар – практикум

«Дидактические сказки по математике»

Детство - самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребёнку, создать условия для познания мира.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.

Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления – это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счёту. Кроме того, это умение очень пригодиться в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены. Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно, и развитию интеллекта.

Умения, которыми должен обладать ребенок к концу дошкольного возраста:

• считать до десяти в возрастающем и убывающем порядке; узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три.) и порядковые (первый, второй, третий.) числительные от одного до десяти;

• определять предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка; составлять числа первого десятка;

• узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг и т. д.);

• уметь разделить предмет на 2-4 равные части (доли);

• владеть основами измерения: измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

• сравнивать предметы: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже и т. д.

• ориентироваться в окружающей его обстановке, на листе бумаги; определять местоположение предмета: слева, справа, между, вверху, внизу и т. д.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать те или иные предметы.

Основной принцип обучения ребенка математике –НАГЛЯДНОСТЬ.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче.

Вашему вниманию предлагаем игровые приемы, способствующие развитию математических способностейу детей дошкольного возраста.

Ребенку считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино» и многие др., которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у дошкольника. Просите вашего дошкольника самого считать предметы вслух, время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т. п.

Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких

меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

Чтобы научить ребенка сложению и вычитанию, нужно развивать такие навыки, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите у дошкольника, например, какое число больше трех, но меньше пяти, меньше трех, но больше единицы и т. д.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать демонстрационные иллюстрации или разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д.

Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки попросите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, попросите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество.

Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Пусть ребёнок сам придумывает сказки с числительными. Пусть скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже, попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное.

Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки. Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Геометрия для дошкольникаСлайд 22 (фигуры)

Необходимо познакомить дошкольника с основными геометрическими фигурами. Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните вашему дошкольнику, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите ребенка сравнить фигуры. Другим вариантом будут различные изображения по желанию детей.

Дидактические игры.

Для формирования у дошкольника математических представлений следует использовать разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике рекомендуется применять различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия пройдут в веселой, занимательной и доступной форме.

Логические игры.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачки по математике могут быть следующими:

(игра со взрослыми)

• Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)

• Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)

• У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)

Если ребенок не справляется с решением математической задачи, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, дошкольник забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия математической задачи. Прочитав первое предложение, спросите дошкольника, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте ребенку тот же вопрос. И так далее. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи по математике просто и даже интересно.

Загадки.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

• Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).

• Висит груша, нельзя скушать (лампочка).

• Зимой и летом одним цветом (елка).

• Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Давайте поразмышляем.

- Как же сделать, чтобы изучение математики было интересным?

- Что же любят дети (ответы)

Конечно сказки! Это увлекательно и занимательно. А что, если сказку объединить с математикой, чтобы было интересно и полезно?

Но такое соединение должно быть органичным, чтобы не превратить обучение в простое развлечение или «засушить» сказку обилием сложных математических понятий. Чтобы избежать таких недостатков, необходимо придерживаться определенных требований при создании математических сказок:

- математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования детей данного возраста;

- предлагаемые в ней задания должны быть направленны в основном на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

- сказка должна сохранять свои внешние и внутренние атрибуты;

- в сказке должны быть предусмотрены какое-либо время на обдумывание каждым ребенком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала;

- сюжет должен быть наглядно проиллюстрирован;

- целесообразно включать в сказку игровые и занимательные задания, динамично сменяющие друг друга;

- содержание сказки должно решать не только обучающие, развивающие, но и воспитательные задачи.

-Назовите сказки, в которых живет математика?

(нужно назвать сказки)

«Центры математики».

Физминутка.

Практическая часть: сказка «Репка».

Все описанные приемы советуем активно использовать в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

План семинара «Дидактические игры в детском саду»План семинара «Дидактические игры в детском саду» МАДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида г. Дрезна Московской областиПлан среднесрочного семинара на 2011-12 учебный год.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Автор публикации:
Семинар-практикум «Дидактические сказки по математике»
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 00:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Фотозарисовка «Яблочный Спас в Краснодаре» часть 1
Уважаемые коллеги! Три года подряд в августе, на Яблочный Спас у меня были рабочие дни. Хлопоты по подготовке к празднику в детском саду всегда так увлекали...
Сценарий театрализованного представления «То ли быль, то ли сказка…»
Театрализованное представление построено на подлинном этнографическом фольклоре. Это детский народный календарь, в котором все обряды проводились на самом...
Дидактическое пособие «Весёлый комод» для формирования элементарных математических...
"Весёлый комод" b] Вот такой замечательный комод у меня получился. Это очень удобное пособие, как для игры , так и для проведения НОД. Дети...