Оксана Чурилова
Проект «Театр глазами ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Метод проекта : развития творческого познавательного мышления.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, ролево-игровой.
Вид проекта : комплексный
Участники проекта : дети и их родители, воспитатели, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель:
- Формировать интерес к театрализованным играм.
Публикация «Проект „Театр глазами ребенка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
- Приобщать детей к театральной культуре.
- Стимулировать желание ребёнка включиться в спектакль.
- Расширять игровой опыт детей.
- Осваивать игровые позиции «зритель», «артист», «сценарист», «режиссёр», «костюмер», «оформитель спектакля».
- Воспитывать у детей доброжелательность друг к другу.
Задачи:
1. Заинтересовать детей темой проекта, вызвать положительного — эмоциональный отклик у детей.
2. Расширять представление о театрализованных играх.
3. Обогащать словарный запас, активизировать речь детей.
4. Развивать творческое воображение и фантазию.
5. Создание фотовыставки -Вернисаж «Театр глазами ребенка».
Предварительная работа:
1. Беседы «Что такое театр?», «Легко ли быть артистом?».
2. Посещение театров нашего города.
3. Организация разыгрывания сюжетных ситуаций из сказок, с игрушками, пальчиковый, настольный, бибабо и др.
4. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы
5. Выполнение упражнений по артикуляции и моторике, закрепление звукопоизношения
6. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов;
7. Изготовление костюмов, шапочек, атрибутов, декорации.
8. Чтение художественной литературы.
Обеспечение:
- Специальная методическая литература.
- аудио- и видеозаписи по теме.
виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, плоскостной, на фланелеграфе).
Помощь родителей в реализации проекта :
1 . Консультации для родителей: «Организация театрализованной деятельности в группе»,«Учимся играя», «Вечерние игры», «Умение чувствовать настроение».
2. Участие родителей в групповых мероприятиях, оформление группы к праздникам.
3. Изготовление атрибутов и декораций к спектаклям.
Результат:
Обеспечить эффективность интеллектуального, эстетического, эмоционально - волевого развитие ребенка и выразительность речи.
План осуществления проекта «Театр глазами ребенка»
Младший дошкольный возраст
Цель:
1. Формировать
интерес к
театрализованным
играм.
2. Стимулировать желание ребёнка включиться в спектакль.
3. Использовать театральные куклы (перчаточные, бибабо, марионетки и другие) на занятиях, в повседневном общении.
4. Расширять игровой опыт детей.
5. Осваивать игровые позиции («зритель», «артист»).
6. Воспитывать у детей
доброжелательность друг к другу.
Задачи:
1. Осуществлять постепенный переход ребёнка от
- наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли;
- имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
2. Передавать выразительные характеристики персонажей движениями, мимикой, жестами, темпом речи, тембром голоса и т. д.
3. Осваивать режиссёрскую театрализованную игру :
- настольный театр игрушек, плоскостной театр,
- на фланелеграфе,
- пальчиковый театр (в совместных со взрослым импровизациях на заданные темы).
Содержание деятельности:
Показ небольших кукольных спектаклей на основе содержания
знакомых ребёнку потешек, стихов и сказок.
Произнесение детьми окончания фраз в диалогах героев, повторение
устойчивых оборотов зачина и окончания сказки.
Обращение внимания детей на том, что в конце куклы кланяются и
просят поблагодарить их (похлопать в ладоши).
Освоение дошкольниками
А) разновидностей игры-драматизации, включая фрагменты её
(элементы костюма, изменение голоса, интонации) в ход занятий, вечеров
развлечений:
- Игры-имитации
- отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
- последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
- образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);
- под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).
- Игры-импровизации
- однотемная бессловесная с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька.», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Б) разновидностей режиссёрской игры через участие в мини-постановках с использованием настольного (игрушек и плоскостного) и пальчикового театра, на фланелеграфе по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка.», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьёй», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»). Стимулировать детей включаться
- в процесс игрового общения с театральными куклами,
- в совместные со взрослым импровизации («Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детёнышем» и пр. ,
- участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «В лесу», «Весёлые обезьянки», «Котята играют» и т. п.).
Средний дошкольный возраст
Цель:
1. Поддерживать и углублять интерес детей к
театрализованным играм.
2. Расширять театрально-игровой опыт детей.
3. Способствовать становлению мотивации интереса у дошкольников к игре как средству самовыражения.
4. Совершенствовать и расширять игровые
позиции («артист»,«зритель»,«режиссёр»,«оформитель спектакля»).
Задачи:
Осуществлять постепенный переход ребёнка от
- игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- создание в игре-драматизации простого «типичного» образа к
воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
2. Выявить у детей предпочтения вида игры - драматизации или режиссёрской.
3. Подобрать тексты, отличающиеся:
- более сложным содержанием,
- наличием смыслового и эмоционального подтекстов,
- интересными образами героев,
- оригинальными языковыми средствами.
4. Уделять внимание развитию интереса у детей к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа.
Содержание деятельности:
Использовать
А) разновидности игры-драматизации и режиссёрской игры (представлены в содержании работы с детьми 2-й мл. гр.);
- игры-драматизации:
- многоперсонажные по текстам двух-трёхчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
- по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята»,
«Труд взрослых».
Б) образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного
характера (например, «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только
что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т. п.).
В) разные виды театра
- настольного (мягкой игрушки; вязаный театр; конусный театр; театр народной игрушки и плоскостных фигур);
- верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой);
- театра ложек;
- действия с куклами на гапите;
- пальчикового (чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребёнок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята»; Л. Зубкова «Мы делили апельсин»). Обсуждать способы воплощения образов героев на этапах обсуждения и анализа результатов театрализованной игры :
- подвести детей к пониманию, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Поощрять желание дошкольников
- придумывать свои способы реализации задуманного,
- действовать не на основе копирования взрослого или подражания
другому ребёнку, а в зависимости от своего понимания содержания
текста.
Подготовить показ спектаклей по поэтическим и прозаическим текстам
(С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»).
Старший дошкольный возраст.
Цель
1. Способствовать переходу детей к контаминации (свободное построение сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной её
интерпретацией или соединение несколько произведений).
2. Совершенствовать и расширять игровые позиции («артист»,«зритель»,
«сценарист», «режиссёр»,«костюмер»,«оформитель спектакля»).
3. Приобщать детей к театральной культуре.
Задачи.
1. Осуществлять постепенный переход ребёнка
- от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
- от игры, в которой центром являетс которой представлен комплекс позиций («артист», «режиссёр», «сценарист», «оформитель», «костюмер», основываясь на предпочтениях каждого ребёнка в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;
- от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
2. Знакомство дошкольников
- с назначением театра,
- историей его возникновения в России,
- устройством здания театра,
- деятельностью людей, работающих в театре,
- яркими представлениями данных профессий,
- видами и жанрами театрального искусства.
Содержание деятельности.
Стимулировать детей к использованию в самостоятельной деятельности А) игры-драматизации:
- игры-импровизации,
- инсценировки,
- самостоятельные постановки спектаклей (в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений, например: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.);
Б) режиссёрские игры (марионетки, куклы с «живой рукой», тростевые
и др.);
В) театрализованные игры
- на тему русских народных сказок-басен о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж»,
- произведений Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова;
Г) объединение разных видов сюжетной игры (в том числе, игры-фантазирования, которая становится основой или важной частью театрализованной игры, объединяющей реальный, литературный и фантазийный планы);
Д) игры «с продолжением».
Способствовать освоению новой игры «в театр» (на основе сочетания ролевой и театрализованной игр, знаний о театре и деятельности людей, участвующих в постановке спектакля).