юлия сухова
Абстрактная композиция «Беспредметное» с учащимися 3 класса ДШИ. Педагогика В. Кандинского
▼ Скачать + Заказать документы
Современная эпоха явно предпочитает способность воображения. Таково требование современного креативного мира: смотреть на окружающий творчески, а не потребительски. Как известно, чем меньше мы имеем информации, тем более будет задействовано наше воображение (А. В. Петровский, М. Б. Беркинблит).
Абстрактная живопись это и есть тот материал, который даёт нам минимум информации о скрытом за внешней визуальной формой глубинном внутреннем смысле, которым обладает любое произведение искусства, как утверждает В. Кандинский, теоретически обосновавший абстракционизм в работе «О духовном в искусстве».
Публикация «Абстрактная композиция „Беспредметное“ с учащимися 3 класса ДШИ, Педагогика В, Кандинского» размещена в разделах
Являясь крупнейшим художников ХХ века, одним из главных теоретиков абстрактного искусства, В. Кандинский более пятнадцати лет посвятил педагогической работе. Универсальность и состоятельность его теории проявилась в том, что она оказалась способной стать не только аргументацией его собственного искусства, но и «грамматикой цвета и формы» и быть использованной в качестве учебного пособия по современному формообразованию различными художественными школами.
Одной из основной идеей теоретических изысканий художника Кандинского была проблема цвета, проблема конструкции и композиции произведения. О теории цвета позволяет судить материал книг «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости», а также учебный курс Кандинского в Баухаузе, изданный в 1978 году.
Уже детские воспоминания художника были связаны с ощущением не самих предметов, а их цвета. А само решение стать художником, по его словам, было продиктовано страстным желанием перенести на холст «хор красок, врывавшихся в душу».
В мюнхенское время Кандинский последовательно и планомерно занимается изучением этой проблемы. Это находит свое выражение в книге «О духовном в искусстве», где художник физическое воздействие цвета определяет как «поверхностное переживание цвета», а психологическое воздействие – как «способное вызывать душевную вибрацию» : «Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль».
Кандинский пишет о возможности видеть цветные звуки и музыкально слышать краски. Исходя из собственного утверждения, что в распоряжении абстрактной композиции находятся два средства выражения – цвет и форма, художник рассматривает действие цвета с позиции температуры (тепло – холодно, движения (концентрическое и эксцентрическое, соответствия основных форм основным цветам.
Внутренний смысл, по Кандинскому, это и есть квинтессенция духовности, которую он представлял в виде треугольника, который постоянно стремится вперед и «растёт», а прямой путь в область духовного – это жизнь красок.
Первый шаг – впечатление – это первое впечатление, которое возникает при скольжении нашего взора по покрытой красками поверхности.
Второй шаг – состояние – это психическое воздействие цвета, которое вызывает у человека определённое психологическое состояние.
Третий шаг – эмоции, вызванные способностью «слышания красок».
Четвёртый шаг – мысль, отражающая основную идею произведения, которую каждый человек открывает для себя в результате осмысления своего впечатления, состояния, эмоций.
На основании выше изложенного были проведены занятия в 3"А" классе ДШИ им. А. И. Плотнова по дисциплине «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Прежде чем объяснять понятие абстрактное искусство не обходимо дать детям понимание, как относится к абстрактному искусству, как его воспринимать. Ведь очень часто дети с непониманием относятся к современному искусству, которому уже более 100 лет.
Дается план, как правильно подходить к рассмотрению искусства В. Кандинского.
Дальше идет практическая работа. Необходимо на листе поставить в свободном порядке от 15 до 30 точек. Затем из соединить линиями. Работа в карандаше готова и можно приступать работать красками, в нашем случае - гуашью. Здесь цветовая гамма ограничена всего лишь 6 красками. сделано это для того, чтобы в работе была цветовая гармония. А вот выбор этих красок не ограничен. И здесь как писал И. Иттен личностные предпочтения в цветах определяют характер человека. Кто- то предпочитает более тусклые цвета, кто- то тяготеет к разбеленным.
В завершение работы мы обводим все контуры цветовых пятен черным маркером и скругляем углы в точке соединения линий.
Работы получаются интересные. А самое главное, детям очень нравиться. Они считают эту работу легкой, по сравнению с другими заданиями. Учащиеся, более старшего возраста, справляются с этим заданием менее успешно.
Считаю это задание очень результативной, в раскрытии и понимании детьми абстрактного искусства.
Пробуйте, экспериментируйте и у Вас все получится!