Светлана Владимировна Глушкова
Адаптация детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
[h3]Адаптация детей к детскому саду
(Консультация для родителей)[/h3]
Автор: Глушкова Светлана Владимировна
[/i]
Адаптация детей к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного учреждения, приспособления к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от его психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: от 7-10 дней до 1 месяца.
Публикация «Адаптация детей к детскому саду» размещена в разделах
Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду? Ответив на этот вопрос, мы еще до поступления в детский сад можем предположить, что у него возникнут трудности в процессе адаптации, а значит, и продумывать систему профилактических мероприятий. При посещении детского сада неблагоприятное состояние преобладает у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, у детей, зависимых от матери, и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета. Трудности при адаптации испытывают нервно-соматически ослабленные и часто болеющие дети; дети, имеющие нервно-психические нарушения; единственные и поздние дети; дети, которые привыкли к исключительному вниманию в семье; дети с проблемами общения; излишне подвижные (гиперактивные); излишне медлительные (заторможенные) и эмоционально неустойчивые дети.
Необходимо обратить внимание на детей, которые адаптируются к детскому саду, используя весь резерв своего психологического здоровья. Очень распространена ситуация, когда ребенок исключительно хорошо ведет себя в детском саду и производит впечатление отлично адаптированного. Однако, выйдя за ворота детского сада, ребенок трансформируется из "хорошего" в "плохого", не желает слушаться, подчиняться, руководствоваться разумными доводами т. д. "Ребенка как подменили", - замечают родители, а педагоги удивляются. Дети с таким контрастным поведением находятся в группе риска по появлению невротических реакций, зачастую переходящих в невротическое состояние и в невроз как заболевание.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые, общительные дети и дети, практически не болеющие простудными заболеваниями, а также д ети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой.
Что отличает родителей, дети которых испытывают трудности адаптации? Ребенок дошкольного возраста непроизвольно усваивает негативные черты поведения родителей, что осложняет его отношения со сверстниками и педагогами. Назовем особенности родителей, мешающие детям адаптироваться в детском саду. Прежде всего, это конфликтность. В поведении этих родителей можно отметить нетерпимость к чужому мнению, агрессивность, подозрительность и настороженность. Следующей особенностью родителей детей с проблемами адаптации является их необщительность. Дети таких родителей отличаются неуверенностью и нерешительностью.
Можно отметить и такую особенность родителей трудно адаптируемых детей, как дефекты воспитания. Это родители, которых необходимо «довоспитывать», родители,
отличающиеся психолого-педагогической некомпетентностью и неграмотностью. Обращают на себя внимание "поздние" родители (после 40 лет) с тревожно-мнительной фиксацией на проблеме своего единственного ребенка.
Психологическая несовместимость педагога (по психофизиологическим или личностным качествам, недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей также может выступать фактором, препятствующим нормальному протеканию процесса адаптации.