Приложение МААМ

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Алексеева Ольга Игоревна
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст – особый период в жизни человека. В этот период происходит становление органов и систем, и прежде всего функций мозга. Закладывается «фундамент» здоровья, личности растущего человека, закладывается его будущее. И от того, как пройдет адаптация ребенка к условиям детского учреждения, будет зависеть его развитие и здоровье. Поэтому проблема адаптации волнует всех взрослых, взаимодействующих с ребенком в этот сложный для него период. Для родителей главным поводом для волнения выступает эмоциональное состояние своего ребенка, его физическое и психическое здоровье, успешность в установлении доброжелательных отношений ребенка с новыми незнакомыми взрослыми и со сверстниками. Для воспитателя помимо решения выше перечисленных проблем каждого ребенка возникает необходимость организации образовательного процесса, создания общего благоприятного эмоционального климата в группе, установления педагогического взаимодействия со всеми детьми с учетом индивидуальной реакции каждого ребенка на новизну ситуации. Поэтому особенно важно установить тесное взаимодействие с семьями воспитанников с целью совместного преодоления возможных трудностей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» размещена в разделах

Проблема адаптации поднималась в исследованиях психологов, социологов и педагогов: Н. М. Аксариной, И. А. Погодиной, Н. М. Поповой, В. М. Зубковой, Г. М. Сапожниковой, Р. В. Овчаровой, Р. Перрона и др. Вместе с тем, в литературе больше внимания уделяется проблеме адаптации детей к школе и недостаточно исследован период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio– приспособление. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды или как уточняет А. В. Петровский - приспособление к измененным жизненным условиям. [36] Таким образом видно, что адаптация является активным процессом, затрачивающим много сил и энергии у человека, а говоря о ребенке раннего возраста- этот процесс затрачивает их еще больше. Выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Большинство ученых выделают следующие показатели, характеризующие особенности протекания адаптации детей к образовательному учреждению (Р. Калинина, Р. В. Тонковой- Ямпольской и др) :

• преобладание отрицательных эмоций, страх, гнев

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрачиваются навыки самообслуживания;

• нарушается сон;

• снижается аппетит;

• регрессирует речь;

• двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение познавательной активности;

Очень частыми бывают заболевание детей в период адаптации. «Уход в болезнь»- это защитная реакция любого организма – и детского, и взрослого. Постоянное пребывание ребенка в ситуации, требующей максимальной мобилизации его защитных сил, не дает возможности для формирования новых механизмов саморегуляции. В результате, не выдержав нагрузки, ребенок заболевает. Такой «уход в болезнь» будет продолжаться до тех пор, пока ребенок не адаптируется полностью к дошкольному образовательному учреждению

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных станах, (Р. В. Тонковой- Ямпольской, Е. Шмидт- Кольмер, А. Антасовой- Буковой, 1980; Калинина Р. 2002; Давыдова О. И, А. А. Майер 2006) было выделено три фазы адаптационного процесса :

Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц). Этот период очень важен при адаптации детей раннего возраста, от него будет зависеть то, как будет протекать адаптация далее. Именно в этот период необходимо активное включение всех субъектов адаптации.

Подострая фаза или адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три- пять месяцев) На этой фазе более активная работа ведется с детьми и семьями, процесс адаптации которых протекает менее успешно.

Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее

Характеристика двух первых периодов адаптации позволяет классифицировать данный процесс по степени тяжести (Р. В. Тонкова-Ямпольская и Т. Я. Черток) :

Легкая адаптация-поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Временное нарушение сна нормализуется в течение 7-10 дней, нарушение аппетита через 10 дней. В течение 20-30 дней проходят неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние, изменение в речевой, ориентировочной и игровой активности). Ребенок соответсвенно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе. Функциональные нарушения практически не выражены. Ребенок не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного образовательного учреждения.

Адаптация средней тяжести (адаптационный период растягивается до 30-40 дней). Характерен для детей до 1,5 лет. Все нарушения, описанные выше, нормализуются медленнее. Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20- 40 дней, ориентировочная деятельность за 20 дней, речевая активность за 30- 40 дней, эмоциональное состояние за 30 дней, двигательная активность приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. В этот период могут возникать однократные острые респираторные заболевания длительностью 5-7 дней, также могут наблюдаться признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация (длится от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубыми нарушениями всех проявлений и реакций ребенка. Характеризуется снижением аппетита (может возникать рвота при кормлении, резкими нарушениями сна, ребенок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии. Подавленное состояние может длиться течение долгого времени (плач, пассивность, волнообразная смена настроения) Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, возможна задержка в психическом развитии.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в яслях в норме составляет 7-10 дней. Адаптационный процесс считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один и со сверстниками

Что же будет влиять на процесс прохождения адаптации? В исследованиях Н. М. Аксариной, К. Л. Печора, Л. Г. Голубевой, Н. П. Жуковой, Р. В. Тонковой-Ямпольской и других выделены следующие факторы:

• Состояние здоровья и уровень развития ребенка

• Биологические факторы (Р. В. Тонковой-Ямпольская, Т. Я Черток) -токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни) и социальные факторы (они выражаются в том,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др.)

• Индивидуальные особенности

Возраст ребенка.

• Особенности высшей нервной системы, ее типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки

• Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Р. В. Тонкова-Ямпольская, Н. М. Аскарина, Т. Я. Черток) Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.)

• Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми (Н. Д. Ватутина, К. П. Печора)

• Проблемы организационного характера (новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования и т. п.)

• Личность родителей

• Тип семейного воспитания

• Согласованность действий взрослых участников адаптации ребенка

Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие его нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях детского учреждения.

Для реализации цели- успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению следует руководствоваться определенными принципами:

Принцип гуманизациизации. Относиться к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение- ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребенку страдание, дезориентировать его, вызвать страдания. Требования должны быть посильными и развивающими, а также едиными со стороны родителей и педагогов учреждения.

Принцип природосообразности и индивидуализации

Принцип оздоровительной направленности означает

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком предполагает.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения- является центральным условием адаптации.

Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога- психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоонализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Чтобы ребенок смог сравнительно безболезненно переступить порог дошкольного учреждения, легче и быстрее привыкнуть к новым требованиям, чтобы учитывались все факторы и принципы адаптации, необходим комплексный подход к решению данной проблемы.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Опубликовано: 5 мая 2014 в 13:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева Ольга Игоревна (УИ 27139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД