Приложение МААМ

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами малых форм фольклора

Дарья Крюкова
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и его родителей. В этот период происходит перестройка всего ритма жизни малыша. Ребенку приходится привыкать к новым условиям жизнедеятельности, к распорядку дня в детском саду, к незнакомым взрослым и сверстникам. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и в итоге дезадаптация ребенка в социуме.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами малых форм фольклора» размещена в разделах

И от того, как пройдет привыкание ребенка к новым условиям зависят его физическое и психическое здоровье, дальнейшее познавательное, речевое и эмоциональное развитие и благополучное существование в детском саду и в семье. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду.

Опыт работы с детьми младшего возраста показал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к дошкольному учреждению. Использование малых форм фольклора является одним из действенных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В период тяжелой адаптации важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, атмосферу в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является малые формы фольклора. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх.

Произведения устного народного творчества: пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе способствует развитию речи.

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание ребенка к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Фольклорные произведения позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

На этапе адаптации, часто используются игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, стабилизируют психофизическое состояние ребенка. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду.

Воспитатель использует потешки, прибаутки, песенки и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения режимных моментов. Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним (умывание, одевание, прием пищи, укладывание и др.) под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам детского сада.

Таким образом, малые формы фольклора способствуют повышению эмоционального настроя ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослыми, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают беспрепятственное вхождение ребенка в новый увлекательный мир детского сада.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период». Организация жизни детей в адаптационный период. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение-процесс сложный и для самого малыша и для родителей.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Поступление в дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами малых форм фольклора
Опубликовано: 11 октября 2014 в 21:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами малых форм фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Крюкова (УИ 77806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД