Елена Кетова
Адаптация детей раннего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация - это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. При поступлении в дошкольное учреждение ребенок оказывается в ситуации, которая часто от него требует другое поведение. Это может вызвать сильный стресс, сопровождающийся различными негативными реакциями, например, плач и серьезные заболевания.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжёлую.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста в детском саду» размещена в разделах
Легкая адаптация характеризуется кратковременным отрицательным эмоциональным состоянием. В данный период у ребенка возникают проблемы со сном, аппетитом, взаимодействием с другими детьми. Но на протяжении первого месяца пребывания в дошкольном учреждении по мере привыкания к новым условиям все нормализовывается. Как правило, дети в данный период адаптации не болеют.
Средняя адаптация характеризуется более долгим становлением эмоционального состояния ребенка. В течение первого месяца после поступления в дошкольное учреждение ребенок болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится от семи до десяти дней и завершается без каких-либо осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется очень медленным становлением эмоционального состояния ребенка (до нескольких месяцев). В данный период адаптации ребенок может переносить повторные заболевания, которые часто протекают с осложнениями, а также проявлять стойкие нарушения поведения.
Длительность и характер адаптационного периода зависит от следующих факторов:
1. Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После двух лет ребенок значительно легче может приспособиться к новым окружающим условиям. Это обусловлено тем, что к этому возрасту дети становятся более любопытными, хорошо понимают речь взрослого, имеют более богатый опыт поведения в разных условиях.
2. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Хорошо развитый, здоровый ребенок легче переносит трудности адаптационного периода.
3. Сформированность предметной деятельности. Таких детей можно заинтересовать играми, новой игрушкой.
4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни после поступления в дошкольное учреждение. Одни дети капризничают, отказываются спать, есть, каждое предложение взрослого встречается бурным протестом. Но по истечении нескольких дней, поведение ребенка меняется: сон и аппетит восстанавливаются, ребенок включается в игровой процесс. Другие дети, наоборот, в первые дни внешне спокойны. Без возражения следуют требованиям воспитателей, а через несколько дней с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в игровом процессе. Такое поведение может наблюдаться в течении нескольких недель.
5. Условия жизни в семье. Данный фактор характеризуется, в первую очередь, созданием режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формированием у ребенка навыков и умений, а также личностных качеств. Если в семье не были созданы условия для правильного развития ребенка, то ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
6. Уровень тренированности адаптационных механизмов, опыт общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка адаптационных механизмов не происходит сама по себе. Следует создавать условия, которые потребуют от ребенка новых форм поведения. Дети, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, выезжали на дачу, море и т. п., намного легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослых.
Можно выделить следующие объективные показатели, которые характеризуют окончание периода адаптации у детей:
1) глубокий сон;
2) хороший аппетит;
3) бодрое и устойчивое эмоциональное состояние;
4) полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
5) прибавка в весе, соответствующая возрасту.
Разработка единых требований к поведению ребенка, согласованное воздействие на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.