Адаптация детей в ДОУ

елена дорошенко
Адаптация детей в ДОУ

1 Адаптация детей раннего возраста как психолого- педагогическая проблема.

Дошкольная образовательная организация (ДОУ) является одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста. С поступлением ребенка в детский сад в его повседневной жизни наступает ряд серьезных изменений: появляется необходимость соблюдать режим дня ДОУ, происходит постоянный контакт со сверстниками, следует выполнять определенные задания, усвоить основы дисциплины и т. п. Таким образом, приспособление (адаптация) к новым условиям требует изменения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это достаточно сложный период в жизни всех участников воспитательно-образовательного поля: ребенка, его родных и персонала детского сада.

Существует много определений адаптации. Так, в Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой адаптация определяется как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям». В общем значении адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям окружающей среды. Адаптация - один из важных процессов в жизни человека.

Однако много ведется споров, как среди психологов, так и педагогов о том, нужна ли ранняя социализация детей. С одной стороны, посещение ребенком 1 года - 3 лет ДОУ предоставляет большие возможности для его психического и личностного развития, а с другой - направленность, со-держание, интенсивность и результативность такого воздействия неоднозначны. Большое значение имеет характер адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям, который складывается из широкого спектра его индивидуальных реакций.

В настоящее время особенности развития детей дошкольного возраста рассмотрены в работах В. Н. Белкиной, Н. Н. Васильевой, Л. С. Выготского, Н. В. Елкиной, Т. А. Куликовой, С. А. Козловой, Л. Ф. Обуховой, Б. Д. Эльконина и др. Отечественные и зарубежные исследователи (Л. Г. Голубева, И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, Э. Эриксон, L. Philips и др.) указывают, что переход из семьи в детский сад является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста. Поступление в детский сад сопровождается адаптационными процессами, которые обусловливают дальнейшее развитие детей 1 года - 3 лет. Данный процесс является динамическим в прогрессивной перестройке функциональных систем растущего организма.

Рассматривая адаптационный процесс в возрастной динамике, видим, например, что адаптация ребенка к яслям представляет собой процесс и результат согласования малыша с новой обстановкой ДОУ, со структурой отношений как с воспитателями, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе нормам и правилам. При этом А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский отмечают, что на момент поступления в ясли у малышей уже имеются различия в способности к приспособлению.

Адаптацию ребенка к детскому саду О. Г. Заводчикова рассматривает как процесс привыкания ребенка к новым для него условиям до-школьного учреждения, к условиям существования в малой группе. В зависимости от уровня успешности адаптации к условиям детского сада С. В. Паршукова выделяет три группы малышей: высоко адаптированные, средне адаптированные, низко адаптированные. Ис-следователь отмечает, что «протекание периода адаптации у высоко адаптированных детей проходит интенсивно, в сжатые сроки, у средне адаптированных - наиболее остро, у низко адаптированных - наиболее растянуто во времени и волнообразно» ь.

Таким образом, динамика гармоничного развития ребенка раннего возраста в условиях ДОУ зависит от уровня успешности его адаптации, которое можно «регулировать» еще до поступления в ДОУ. Адаптация к условиям - это комплексный процесс, который затрагивает ребенка и активно взаимодействующих с ним взрослых (родителей, воспитателей и др.).

Значение в адаптации детей к ДОУ наряду с иными факторами имеют и семейные отношения, которые складываются из «конкретного характера семейных отношений и воспитания» .

Тонкости воспитательного процесса детей в семье как фактора адаптации к детскому саду рассматриваются специалистами с различных сторон:

• тип семейного воспитания и структуры семьи (Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик, Г. В. Гриднева, А. И. Мышкис);

• уровень привязанности ребенка к матери (Н. Н. Авдеева, А. И. Захаров, Н. В. Искольдский, Л. В. Макшанцева);

• степень совпадения домашнего режима с режимом детского сада (Н. М. Аксарина, Н. Д. Втутина);

• личностные особенности родителей и различные нарушения в семейном воспитании (А. И. Захаров, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер);

• динамика и глубина существования конфликтов в семье (С. Э. Карклина, Ф. А. Кован, К. П. Кован, В. В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер).

"Социальная адаптация" используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия переживания конфликта со средой.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены Анной Фрейд. Писхоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г. Гартманн вводит понятие "социальная уступчивость" для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Возможности удовлетворения потребностей и развития, предоставляемые обществом взрослым и детям, различны и оказывают неодинаковое влияние на них. Социальная уступчивость проявляется в первую очередь в отношении к детям.

Исходя из этого, Г. Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека.

Многими исследователями подчеркивается, что родители несут ответственность за успешность привыкания ребенка 1 года - 3 лет к условиям ДОУ на протяжении всех этапов адаптационного периода, который складывается из подготовительного, основного и заключительного.

Важность подготовительного этапа состоит в том, чтобы сформировать определенный алгоритм действий в поведении ребенка, который поможет ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

На основном этапе важно сформировать у ребенка положительный образ воспитателя, установить доброжелательные отношения в триаде «ребенок-воспитатель-родитель». Обладая полной информацией о малыше, воспитатель быстрее поймет его и установит с ним контакт. Воспитатель и родители должны помочь ему освоиться, поддерживать его интерес к ДОУ. Положительное эмоциональное общение позволит эффективно выстраивать и деловое сотрудничество взрослого и малыша, что позволит ему верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.

Заключительный этап предполагает нормализацию уровня психоэмоционального стрессового напряжения, улучшение самочувствия ребенка, аппетита, сна.

Адаптационные процессы дошкольников к условиям детского сада протекают по-разному. Это зависит от многих факторов: от уровня его физического, психического и умственного развития, от того, насколько согласованы действия педагогов и родителей, и т. д.

Итак, психологи утверждают в своих исследованиях, что проблема адаптации занимает важное место в разделе психологии.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Адаптация детей в ДОУ
Опубликовано: 4 января 2015 в 19:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

7 декабря. День санок на МААМ

«Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой», – стихотворение Ивана Сурикова «Детство» известно всем и каждому. Не только у Ивана Захаровича детство ассоциировалось,...

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Большие и маленькие ели»
Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе "Большие и маленькие ели" Цель: учить передавать в рисунке образы больших и маленьких заснеженных...
Мастер-класс по изготовлению осенней открытки «Подарок для мамы»
Мастер – класс изготовление осенней открытки «Подарок для мамы"( рисование с элементами аппликации Автор: воспитатель дошкольной группы Сырова Наталья...
Конспект НОД по изодеятельности в технике «декупаж» с использованием природного...
Конспект непосредственно образовательной деятельности художественно-эстетической направленности «Украшения для елочки» с детьми группы раннего возраста с...