Папки-передвижки

Адаптация ребёнка в детском саду

Галина Иванова
Адаптация ребёнка в детском саду

Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В. А. Сухомлинский

Проблема адаптации ребенка в детском саду актуальна практически в каждой семье, потому что лишь в редких случаях первые несколько недель в новом месте проходят для малыша без стресса. Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, однако социальная среда необходима для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. И задача взрослых создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для полноценной подготовки ребенка к взрослой жизни. Именно тут он учится отстаивать свою точку зрения, проявляет самостоятельность и получает бесценный опыт общения со взрослыми и сверстниками. Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, - это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Здесь всё оказывается новым, непривычным, а иногда даже пугающим: необычный интерьер, встреча с незнакомыми детьми и взрослыми, непривычно большое число сверстников, новые формы общения, коллективные игры и сон в общей комнате. Дети по-разному переносят трудности, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению.

Публикация «Адаптация ребёнка в детском саду» размещена в разделах

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, Н. Г. Ватутина и др. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка. В исследованиях Н. Г. Ватутиной выявлено, что дети третьего года жизни, имеющие высокие познавательные потребности, адаптируются легче, чем те которые ждут от взрослого только эмоционального общения, ласки.

И так рассмотрим условия для его позитивной социализации, и личностного развития. Но не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям и это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. Для облегчения адаптации ребёнка к детскому саду надо заблаговременно подготовить его к этому нелёгкому этапу жизни. Чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее. Следует заранее рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).

Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это может сделать. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться. Не следует в присутствии ребенка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо. Во время адаптации ребенка к детскому саду необходимо снизить уровень предъявляемых к нему требований и максимально окружить заботой, любовью и вниманием. Желательно начинать посещение детского сада в летние и осенние месяцы, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. В семье заранее следует приблизить весь домашний режим ребёнка к распорядку детского сада : ранний подъём, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, в те же часы, что и в детском саду. У ребенка должны быть сформированы элементарные навыки самообслуживания: самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, одеваться и раздеваться (взрослые могут только помогать, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. Кроме того, необходимо своевременно развивать у ребёнка чувство коллективизма, умение ладить с другими детьми и взрослыми что положительно повлияет на адаптацию ребенка в детском саду. Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения это могут быть любимые игрушки и книжки, фотографии родных и близких людей. Немаловажную роль играет обсуждение возникающих у ребенка вопросов о детском саде и способствовать положительному настрою на предстоящее событие. Желательно чтобы малыша отводил тот родитель или родственник, которым ему легче расстаться. Обязательно скажите, что вы придёте и уточните когда. У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно. Чтобы ни случилось, нельзя выяснять отношения с воспитателем в присутствии ребёнка. Постоянный контакт с педагогом детского сада позволит родителям избежать многих просчётов в воспитании ребёнка и его обучения. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Многие родители отмечают, что после детского сада ребенок ведет себя дома просто ужасно: капризы по любому поводу, чуть что - сразу в слезы. Такое поведение нормально. Маленький ребенок может уставать от шума, беготни и непривычной обстановки. И только дома есть возможность расслабиться. Родителям очень важно стараться держать себя в руках, не ругать и не наказывать ребенка за плохое поведение. Уделять малышу максимум возможного внимания по вечерам. Почитать, поиграть, порисовать, полепить вместе. Не волнуйтесь, со временем это пройдет! В этот непростой для всех период жизни надо просто любить ребенка, каким он есть, и показывать ему вашу безусловную любовь и внимание.

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребёнка в детском саду
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 12:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД