Ирина Цветкова
Адаптация ребенка к условиям детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка в детском саду.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его привычная жизнь существенным образом меняется. Появляются следующие изменения:
• Устанавливается четкий режим дня
• Отсутствие родителей, других близких.
• Постоянный контакт со сверстниками.
• Необходимость слушаться, и подчинятся незнакомому до этого человеку.
• Новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Публикация «Адаптация ребенка к условиям детского сада,» размещена в разделах
Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию (что приводит к эмоциональным нарушениям).
С изменением уже сложившегося, установленного порядка жизни ребенка, временно нарушается и поведение ребенка. Эти нарушения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. У ребенка слабо развиты процессы торможения и относительно мала подвижность нервных процессов.
Процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается плачем, а также временными нарушениями поведения и общего состояния. К таким нарушениям относятся:
Эмоция - в первые дни пребывания ребенка в детском саду выражены отрицательные эмоции от «хныканья», «плача за компанию», до постоянного плача.
Особенно ярки проявления страха (боязнь, что мама не вернется за ним).
Если улыбается, то эта реакция на яркую игрушку.
Контакты со сверстниками. Даже общительные дети становятся напряженными, малообщительны. Дети 2-3 лет играют не вместе, а рядом, поэтому не взаимодействуют с другими детьми, охотнее со взрослыми.
Познавательная активность – снижена или отсутствует. Иногда дети не интересуются даже игрушками. В процессе успешной адаптации малыш постепенно осваивает пространство группы. Начинает задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
Навыки. В новых условиях малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, горшком, и т. д.)
Двигательная активность: Некоторые дети становятся «заторможенными», а другие неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка.
(Это показатели психического здоровья)
Аппетит: В первое время пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (вид, вкус, а также со стрессовой реакцией – не хочется есть.
Сон. Первые дни засыпает плохо, сон непродолжительные, может вскакивать, с плачем. Дома тоже беспокойный сон.
Здоровье. Снижается сопротивляемость организма к инфекциям. Ребенок может заболеть в первый месяц посещения детского сада.
Адаптация в детском саду к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. Различают три степени тяжести прохождения адаптации :
1. Легкая адаптация : ребенок активен, внешних изменений нет, негативные моменты уходят в течение 1-2 недель.
2. Средняя адаптация : в течение всего периода настроение неустойчивое, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременный, беспокойный сон. Этот период длится 20-30 дней.
3. Тяжелая степень адаптации длится от 1 месяца и более. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции (двигательный протест, агрессивные действия). Эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, либо отсутствии активности, выраженные более или менее отрицательные реакции (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо подготовить его, выполняя родителями ряд условий :
- приблизить распорядок дня дома к режиму детского сада;
- рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети;
- привести ребенка в детский сад, понаблюдать, как играют дети на участке, познакомиться с воспитателем, рассмотреть групповую комнату, т. е. вызвать интерес к новому окружению;
- для предупреждения болезней, необходимо закаливать ребенка – хождение босиком в помещении, летом – по земле (самый простой способ закаливания). Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему;
- готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещать парки, детские площадки, приучать к игре в песочнице.
Одним из определяющих факторов воспитания ребенка в детском саду является предметно-развивающая среда. Правильная организация этой среды, помогает воспитателю обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и, таким образом, приучать ребенка к самостоятельным играм.
Игры и упражнения с детьми в период адаптации.
1. При знакомстве с ребенком можно использовать игру «Оведу карандашом руку твою и тебе подарю» с целью установления контакта. Можно украсить «руку» браслетом, часами, колечком.
2. Если ребенку грустно, поиграть в игру «Телефон» - позвонить маме. Но нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
3. Поиграть с конструктором: построить дом, машину, обыграть ситуацию.
4. Игры-потешки «Сорока-ворона», «Ладушки» - с целью снятия эмоционального напряжения, а также пальчиковые игры.
5. И спользовать игры с песком и водой для снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения.
6. Игры с солнечным зайчиком.
7. Игры с игрушкой – куклой, мишкой «Уложи мишку спать», «Покормим куклу кашей»
8. Игры на организацию взаимодействия с другими детьми в группе.
При правильно организованной работе с детьми в детском саду, взаимодействии с родителями ребенок постепенно адаптируется, у него появляется:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
Это говорит о том, что ребенок адаптировался.