Татьяна Смирнова
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это проблема не только воспитателей
это проблема родителей!
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (совокупление всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения.
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку. Постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или фаза дезадаптации. Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, нарушении сна, аппетита, длится-1 месяц.
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, сдвиги уменьшаются, наблюдаются лишь по отдельным параметрам, длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпом развития, преодолением к концу года указанной выше задержки темпов развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20 дню пребывания нормализуется сон, аппетит, контакты со сверстниками и взрослыми, низкая заболеваемость;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в саду, нервно-психическое развитие несколько замедляется, выше заболеваемость;
- тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений от 2-х до 6-ти месяцев и больше.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности ребенка и возраста (оптимальный возраст – 2 года);
- от наличия лил отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой дома и в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
- упрямство (перевозбуждение нервной системы, переутомление, стремление к самостоятельности, протест, избалованность);
- грубость, дерзость (неуважение взрослых к ребенку, недостаточное развитие воли, утомление от однообразной деятельности);
- лживость (болезнь, страх наказания, желание привлечь к себе внимание);
- лень (неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия, не поощряют ребенка, а критикуют его недостатки).
Рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка:
• заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад: учить самостоятельно кушать, совершать туалет, приучать к элементарным навыкам одевания, постепенно отучать от соски;
• перед поступлением в детский сад заранее знакомиться с воспитателем и детьми: приходить на участок во время прогулки;
• помните, что привыкание ребенка должно быть постепенным;
• нельзя пропускать ни одного дня;
• во время общения с воспитателем быть вежливым и приветливым. У маленького ребенка развита интуиция и если мама улыбается педагогу, значит, ему можно доверять;
• постоянно говорить малышу, как интересно и весело в детском саду, много игрушек и очень хорошие взрослые;
• нужно быть терпеливым и ласковым со своим ребенком, постоянно внушать, что вы его любите и всегда заберете из детского сада;
• нельзя пугать детским садом;
• старайтесь соблюдать дома режим группы;
• обратите внимание на полноценное питание вашего малыша и витаминизацию во время адаптации;
• больше уделяйте внимание своему ребенку: разговаривайте, читайте, играйте и просто жалейте;
• нельзя ругать малыша и тем более наказывать;
• можно дать с собой любимую игрушку вашего ребенка;
• давайте больше воды, это отвлекает малыша от переживаний;
• успешная адаптация возможна только при тесном сотрудничестве с педагогом.