Евгения Некипелова
Адаптация вновь прибывших сотрудников к новому коллективу в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация вновь прибывших сотрудников к новому коллективу в ДОУ
Давлетбаева Галина Андреевна
заведующий
Демина Екатерина Александровна
педагог-психолог
Некипелова Евгения Александровна
учитель-логопед
МБДОУ д/с №32 «Снегирек»
«АДАПТАЦИЯ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ СОТРУДНИКОВ К НОВОМУ КОЛЛЕКТИВУ В ДОУ»
Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя.
Напротив, она достигает в коллективе высшей
Публикация «Адаптация вновь прибывших сотрудников к новому коллективу в ДОУ» размещена в разделах
степени сознания и совершенствования.
А. Барбюс
Экономическая модернизация России требует масштабного освоения северных территорий и их ресурсов. Это требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Многие специалисты желают попробовать себя на профессиональном поприще в заполярном городе Норильске. И вот новоиспеченные сотрудники попадают в незнакомый коллектив. Многие из них испытывают трудности адаптации к новым условиям.
Что же такое адаптация - это обоюдный процесс приспособления как нового сотрудника к коллективу, так и коллектива к сотруднику.
Адаптация новых сотрудников в коллективе – процесс крайне важный. С самых первых минут первого рабочего дня сотрудники прислушиваются к себе - комфортно ли им на новом рабочем месте? Заинтересовано ли в них начальство? Нужны ли они здесь? Со стороны руководства первые месяцы работы новых сотрудников также очень важны – начальство присматривается к ним, делает свои определенные заметки.
Давно известно, что работники чаще всего увольняются в течение первых месяцев после приема на работу именно по причине неспособности адаптироваться к условиям труда и коллективу.
Без серьезной адаптационной работы с новыми сотрудниками не обойтись. Руководитель может существенно повлиять на адаптацию новых сотрудников в коллективе : на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т. е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом. Поэтому роль руководителя особо важна при адаптации новых сотрудников!
Процесс адаптации новых специалистов зависит от многих факторов и может составлять срок от полугода до двух лет. Так давайте в силу выше сказанного рассмотрим процесс адаптации более подробно на примере нашего коллектива.
С помощью анкетирования на базе МБДОУ д/с №32 было выявлено, что большинству исследуемого персонала наиболее сложным в период адаптации оказалось именно общение с коллективом, а не профессиональные обязанности.
Чтобы сделать прохождение адаптационного периода более эффективным, как для организации, так и для сотрудников, необходима некая система работы руководителя по обеспечению адаптации сотрудников к условиям организации.
Руководителем совместно со специалистами ДОУ были разработаны мероприятия по совершенствованию процесса адаптации новых сотрудников в коллективе МБДОУ «ДС №32 «Снегирек», которые нацелены на оптимизацию процесса адаптации сотрудников к условиям ДОУ, включающую в себя создание условий для эффективности работы адаптирующихся, развитие у новых сотрудников позитивного отношения к ДОУ и реализма в ожиданиях, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности сотрудников.
Задачей руководителя является мониторинг психологического состояния коллектива, помощь в наставничестве, а также направление сотрудников в совершенствовании навыков и знаний, необходимых в работе.
После разработки и внедрения плана мероприятий по адаптации новых сотрудников назначается наставник, целью которого является разноплановая адаптация новичков в детском саду и раскрытие их потенциала.
Наставник и представитель администрации, внимательно следят за трудовой деятельностью, и за состоянием морально-психологического климата в коллективе. При возникновении любых сложностей, они оказывают необходимую помощь и поддержку.
Таким образом, был реализован комплекс тренингов на сплочение, командообразование, и на снятие тревожности для всех сотрудников ДОУ.
Самыми эффективными и успешными отмечены такие мероприятия:
• Творческий тимбилдинг – это прекрасный вариант для совместного отдыха, интересного корпоративного времяпрепровождения и налаживания общения между сотрудниками. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»). Совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
• Упражнение «Шкатулка» способствует осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.
После того как все участники закрыли глаза, ведущий передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится что-то уникальное, неповторимое…». Каждый сотрудник по очереди получает шкатулку, открывает глаза и заглядывает в нее (а в шкатулке - зеркальце).
• Упражнение «Откровенно говоря» настраивает на дальнейшую работу, сплочение коллектива, помощь в осознании существующих профессиональных проблем, их вербализации, создание положительной атмосферы. Сотрудники по очереди вытягивают карточку с незаконченным предложением, и попытаться закончить фразу откровенно и честно. Независимо от стажа работы у каждого педагога есть трудности, и говорить, что одному работать легче, другому труднее, нельзя. Все работают в равных условиях.
• Совместные чаепития из собственноручно расписанных чашечек и рассказами смешных случаев из профессиональной практики.
• Общий фотоальбом, который систематически пополняется новыми интересными фото с рабочими моментами. Каждый сотрудник стремится пополнить его странички чем-то увлекательным, новым, интересным.
Итоговое исследование было проведено с помощью типового интервью с неформальным началом, чтобы дать сотруднику почувствовать себя свободным далее были даны типовые вопросы с целью выяснения всех деталей трудовой деятельности, одной из главных методик явилась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, которая показала, что реализация плана мероприятий по адаптации новых сотрудников позволяет уверенно утверждать об ее эффективности, но каждому из сотрудников необходим индивидуальный временной период вхождения в новый коллектив. У одних он длится в течение трех-четырех недель, у других растягивается на полгода.
В результате проведенного анализа анкетирования можно отметить, что в нашем детском саду эффективно осуществляется система работы по адаптации новых сотрудников.
Сотрудники с руководителем в хороших отношениях, это указывает на то, что руководитель имеет авторитет среди подчиненных. Взаимоотношения с коллегами по работе устраивают анкетируемых. Опытные сотрудники благожелательно настроены и готовы помочь каждому новому сотруднику.
В коллективе преобладает жизнерадостное, бодрое настроение; доброжелательность в отношениях между сотрудниками внутри коллектива и руководителем, отмечается взаимное расположение, понимание; каждый из сотрудников доброжелательно относится к новым членам коллектива, помогает им освоится в коллективе.
Таким образом, внедрение плана мероприятий по адаптации новых сотрудников на территории Норильска в МБДОУ «ДС №32 «Снегирек», позволяет назвать атмосферу в коллективе благоприятной, что положительно влияет не только на психологическое состояние каждого сотрудника, но и организацию в целом.
В качестве примера предлагаем наш план мероприятий по адаптации сотрудников и один из тренингов по сплочению коллектива :
План:
1. Назначение наставников;
2. Контроль за прохождением адаптации новых сотрудников и корректировка возникших проблем при их наличии;
3. Проведение тренингов на сплочение и командообразование, снятие тревожности;
4. Оценка социально-психологической адаптации.
Тренинг на сплочение коллектива с элементами нетрадиционных методов и приемов
Цель: сплочение педагогического коллектива.
Задачи:
1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.
2. Раскрыть понятия нетрадиционных методов.
3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
План тренинга:
1. Приветствие «Имя + мой способ расслабления».
2. Вступление (Раскрытие особенностей нетрадиционных методов).
3. Понятие «Психогимнастика», «Ароматерапия», «Су-Джок терапия», «Музыкотерапия».
4. Практическая часть:
- ароматерапевтические упражнения с целью улучшения настроения, повышения работоспособности.
- упражнение «Изобрази походку» с целью развития выразительности движений.
- упражнение «Озвучить и обыграть» с целью развития воображения, способности понимать и выражать эмоции.
- упражнение с использованием Су-Джок с целью воздействовать на биологически активные точки, улучшения здоровья и эмоционального подъёма.
- упражнение «Кинопантомима» с целью развития выразительности движений и умения перевоплощаться.
- «Музыкотерапия» с целью избавления от душевных переживаний, физических недугов.
5. Обратная связь. Картотека психогимнастических упражнений.
Подводя итог о важности адаптации сотрудников можно сказать словами Ч. Дарвина: «Выживают не самые сильные и не самые умные, а те, кто быстро адаптируется к переменам».
Список литературы
1. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
2. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. Т. 1.— М. : Генезис, 1998.