«Адаптационный период к условиям детского сада для детей 2–3 лет». Из опыта работы

Ольга Кулиненко
«Адаптационный период к условиям детского сада для детей 2–3 лет». Из опыта работы

Обобщение опыта.

Воспитатель: Кулиненко О. Г.

Здравствуйте, дорогие читатели! Обращаясь таким образом, я имею ввиду и уважаемых коллег, которых возможно заинтересует этот материал, и родителей, уже столкнувшихся с проблемой адаптации, или только стоящих на пороге детского сада. Очевидно, что если вы ищете статьи на эту тему, значит, у вас есть вопросы. А у меня есть бесценный опыт, и я хочу им поделиться. Возможно, в обобщении моего опыта вы и найдете те самые ответы.

Я - воспитатель с двадцатилетним стажем, но первую младшую группу с детьми двухлетками набирала впервые. Собственных наработок не было. Вооружившись теоретическими знаниями, я ждала встречи с детьми. Я понимала, что теория мне не очень поможет, во всяком случае на первом этапе.

Сработал прием, который выручал меня много раз. Я «стала» тем самым маленьким человеком, которого, скрывая свое волнение и безграничную тревогу, мама ведет и оставляет в незнакомом месте, среди чужих людей. И хоть мама говорит, что в детском саду хорошо, но тревога передается мне.

Здесь я предлагаю остановиться и разобрать ситуацию подробнее.

«Адаптационный период к условиям детского сада для детей 2–3 лет». Из опыта работы

Что чувствует и думает ребенок?

- Если в детском саду хорошо, то почему взрослые так тревожатся? Может, дело во мне? Может я в чем-то виноват? Может я - плохой и меня наказывают?

- Эта тетя - воспитательница. Может быть она и хорошая, но возле нее столько других детей, которые не дают целиком завладеть ее вниманием. А мне говорят, что мы будем дружить. Я не хочу сейчас дружить. Хочу, чтобы меня жалели. Эти дети мне только мешают.

Вот примерно так. И пусть не этими словами и не так сформулированы, но ход мыслей примерно таков.

В этот период ребенку тяжело дается буквально все: утренние подъемы, расставание с мамой. Отсутствие ощущения времени делает разлуку бесконечно долгой. Да, на первом этапе для малышей нет никаких запретов, но жизнь в детском саду подчиняется распорядку, а распорядок - это правила, а правила -это принуждение. Преодолеть эти трудности малышу помог бы мотив, но у него нет мотива. Это мы знаем, что пришло время и пора в детский сад. И у нас взрослых на это много причин. У него нет ни одной. Единственное чего он хочет - это чтобы все было по-старому.

Как только я разложила ситуацию на составляющие, мне стало очевидно, что в адаптации нуждаются не только и не столько дети. К проблеме нужно подходить с двух сторон. Это дети и родители. Я бы даже сказала, что родители в первую очередь. И, хотя, главная задача по-прежнему максимально мягкое и быстрое прохождение детьми периода адаптации, но пока ближайшие родственники ребенка не станут моими союзниками и помощниками, пока мамы не справятся со своими страхами и тревогами, детским слезам не будет конца.

Я прекрасно представляла, что детский сад снаружи и изнутри - это не одно и то же. Родители должны знать о нашей жизни все. И вот тут пришлось пойти на эксперимент. Дело в том, что ясли, в определенном смысле закрытая территория. Считалось, что мам надо держать на определенной дистанции (по многим причинам)

Мамы устраивали партизанскую войну с дежурствами под окнами, с подслушиванием. Дети их чувствовали на расстоянии, это не улучшало эмоциональное состояние малышей.

И вот было решено «открыть окна и двери», использовать все возможные формы общения: совместные чаепития, субботники, праздники по любым поводам, открытые занятия, собрания, круглые столы. Большим подспорьем стали фото и видеоотчеты.

Дети видели и понимали, что если мама спокойная, с улыбкой находится с ним здесь и сейчас, значит и без нее ему нечего бояться. Если мама утром улыбается воспитателю и доброжелательно, искренне говорит «здравствуйте», значит и ей нравится эта тетя, мама ей верит. Следовательно, ему ничего не грозит.

На фоне доверительных и доброжелательных отношений с родителями, взаимоотношения с детьми наладились очень быстро. Для этого понадобилось всего лишь много воздушных шаров, мыльных пузырей, вертушек, разных пищалок и шумелок, хорошая, веселая музыка. А на пороге должна обязательно стоять взрослая тетя, которая скажет ребенку мультяшным голосом:

«Здравствуй, дружок, ты пришел?

Я так тебя ждала!»

Публикации по теме:

Кубики «Народные узоры»Кубики «Народные узоры» Кубики "Народные узоры" Для формирования сенсорных процессов, обогащения сенсорного опыта дошкольников, упражнения их в составлении орнаментальных.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
«Адаптационный период к условиям детского сада для детей 2–3 лет». Из опыта работы
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 22:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июня. Международный Олимпийский день

Международным соревнованиям, победа в которых считается наивысшим достижением в спорте, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об...

23 июня. Международный день балалайки

Международный день балалайки – праздник, придуманный в 2008 году, в честь 320-й годовщины первого исторического упоминания про этот народный инструмент (23 июня 1688 года). Автором идеи стал известный...


Горячие темочки