Папки-передвижки

Активизация деятельности родителей, обеспечивающая развитие мелкой моторики средствами пальчиковых игр и упражнений

Густокашина Светлана
Активизация деятельности родителей, обеспечивающая развитие мелкой моторики средствами пальчиковых игр и упражнений

Актуальность темы:

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от сформированности движений пальцев рук. Как правило, если, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Публикация «Активизация деятельности родителей, обеспечивающая развитие мелкой моторики средствами пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получит необходимый стимул для развития. Речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок говорил, необходимо развивать его ручки!

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия по пальчиковым играм способствуют поддержанию хорошего тонуса, благотворно влияют на исправление речи, совершенствуют память, внимание, мышление, готовят руку к письму, укрепляют руки, способствуют четкому артикуляционному укладу, улучшают иннервацию артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти, активизируют речедвигательные отделы коры головного мозга, нормализуют психику ребенка, оказывают общеоздоравливающее действие, помогают корректировать основной дефект речи.

Играя с радостью, не травмируя психику маленького человека, укрепляя кисти и пальцы рук, совершенствуем речь, родной язык, способствуем сознательному усвоению богатейшего словарного запаса. Упражнения по развитию мелкой моторики влияют на развитие умственных способностей детей, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить и реализовать замыслы, на потребность в полноценном речевом окружении и общении, на усвоение нового вида речи - письменной, в конечном итоге - и формирующего человека, который должен расти, тянуться к знаниям, быть гражданином великой России.

Поэтому совместное взаимодействие педагогов и родителей по данной теме обеспечивает полноценному развитию личности ребенка.

Цель проекта:

Обеспечить взаимодействие участников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей в реализации поставленных задач.

Задачи проекта:

1. Сформировать устойчивую мотивацию к взаимодействию с воспитателями через

2. (Технологическая) Разработать и внедрить в работу с родителями комплекс мероприятий по данной теме.

3. (Диагностическая) Разработать анкеты, тесты для родителей. Диагностировать детей по изучению развития мелкой моторики.

Гипотеза:

Взаимодействие родителей с детьми будет успешно осуществлено, если разработать и внедрить в практику комплекс мероприятий: игры, упражнения, тренинги.

Основные направления реализации проекта.

Формы организации работы с родителями :

• консультативно-рекомендательная;

• лекционно-просветительская;

практические занятия для родителей;

• организация «круглых столов», родительских конференций, детских праздников;

• индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, выполнение домашнего задания;

• подгрупповые занятия.

1. Разработать перспективный план работы с родителями по данной теме.

2. Разработать консультацию для родителей о развитии мелкой моторики средствами пальчиковых игр и гимнастики.

3. Разработать рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр, познакомить с принципами проведения занятий по развитию мелкой моторики.

4. Организовать лекцию на тему: «Развитие тонких движений пальцев рук, как метод восстановления нарушения речи» (логопед).

5. Разработать и провести комплекс пальчиковых игр и гимнастики.

6. Разработать обследование тонкой моторики пальцев рук (степень диференцированности движений, возможность действия с предметами).

7. Организовать мини-практикум по обучению родителей пальчиковым играм вместе с детьми: «Ум ребенка - в пальчиках», «Игротека на кухне», «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики и игр».

8. Организовать вместе с детьми пальчиковый театр для показа родителям.

9. Познакомить родителей с видами пальчиковых игр (консультации) :

• Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

• Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук - пальчиковая гимнастика.

Игры и действия с игрушками и предметами:

* раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей, резиновые ребристые мячики и т. д. ;

* нанизывание бус, косточек, пуговиц на нитку;

* пришивание;

* застегивание и расстегивание пуговиц;

* игры с мозайкой, строительным материалом и т. д. ;

• Изобразительная деятельность :

* лепка из пластилина и глины;

* раскрашивание картинок;

* обведение контуров, штриховка;

* рисование карандашами и красками различным способом (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.); рисование на манной крупе;

* разнообразная работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д.

9. Анкетирование родителей.

10. Участие родителей в создании развивающей среды.

11. Оказание помощи в видеозаписи театрального выступления детей - пальчиковый театр.

Обеспечение проектной деятельности.

1. Методическое.

1. Р. Д. Триггер, Е. В. Владимирова «Я учусь писать» М. 1994г.

2. «Готовимся к письму» РОСМЭН М. 2005г.

3. В. В. Цветарный «Играем пальчиками р развиваем речь» С. -П. 1996.

4. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика» М. 1999г.

5. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать» Ярославль 1997г.

6. Т. Л. Ткаченко «Физминутки для развития пальчиковой моторики дошкольников с нарушением речи»

7. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика» 2005г.

8. Журнал «Дефектология» №1, 2001г. работа с родителями.

9. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в средней группе» С-П. 2002г.

10. «Коррекционно развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» М. 2006г.

2. Материально-техническое обеспечение (развивающая среда).

• Альбомы по пальчиковым играм и гимнастике.

• Пуговицы, палочки, зерна, желуди, камушки, ракушки, крупы (перебирание круп, резиновые ребристые мячики.

• Бусы, колечки, пуговицы, нитка, проволока.

• Нитки, иголки, пуговицы, ножницы.

• Мозайка, пазлы, застежки, шнуровка

• Строительный материал (мелкий, средний, крупный).

• Пластилин, глина, клеенки.

• Разукрашки, обводки, карандаши, кисти, вода в стаканах, краски, трафареты, салфетки.

• Ножницы, цветная бумага, ткань.

• Картотека с потешками и стихами (красочные картинки).

• Вкладыши Монтессори.

• Манная крупа, поднос (рисование на манной крупе пальцами).

3. Диагностико-дидактическое обеспечение.

1. игры и упражнения для развития пальчиковой моторики у детей с нарушением речи.

2. Консультации для родителей, направленные на развитие тактильно-кинестической чувственности и мелкой моторики.

3. Анкеты, тесты, тренинги, памятки для родителей.

4. Диагностика детей по изучению развития мелкой моторики.

Содержание проекта.

Методы проекта:

Наблюдение; совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие игры, театральные пальчиковые игры, спектакли, познавательно-игровые занятия.

Принципы работы с семьями:

1. принцип комплексного подхода;

2. принцип единства диагностики и работы по развитию мелкой моторики;

3. принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми;

4. принцип учета интересов - принцип решения задач через интерес родителей;

5. принцип ведущей деятельности.

Принцип занятий с детьми по развитию мелкой моторики :

1. принцип деятельности (неоднократный показ);

2. принцип дробления (постановка только одной задачи);

3. принцип нагрузки (предельный уровень нагрузки);

4. принцип целостности (сочетание текста и выполнение упражнения).

Этапы проекта.

Этапы Деятельность педагога

Совместная деятельность родителей с детьми

1 1. Формулирует проблему (цель) (при поставленной цели определяет продукт проекта).

2. Вводит в игровую (сюжетную ситуацию).

3. Формурирует задачу. 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи

2 1. Разработка материала для повышения знаний родителей по данному вопросу.

2. Организация проведения практических мероприятий. 1. Объединение родителей для совместной работы с детьми.

3 Практическая помощь. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 Подготовка к презентации. Представление продукта деятельности.

Презентация проекта:

Оформление творческого пакета. Представление проекта.

Предполагаемый результат:

Сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально – волевая сфера.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитость тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

Творческое самовыражение воспитанников.

Познание себя и на ценности саморазвития.

Качественное изменение отношений в коллективе (как взрослом, так и детском).

Повысить профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагогов.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления.

Проект «Путешествие маленькой бусинки»Проект «Путешествие маленькой бусинки» Проект «Путешествие маленькой бусинки» Актуальность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация деятельности родителей, обеспечивающая развитие мелкой моторики средствами пальчиковых игр и упражнений
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 16:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД