МААМ-картинки

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках

Оксана Борисовна Легких
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках

Описание работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Приемы активизации познавательной деятельности, которые я использую в работе, разнообразны. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока. Таким образом побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. Рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации («Сосчитайка», «Повторяйка», «Соображайка» и др.) уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии позволяют детям лучше усваивать материал. Одним из таких уроков– «Путешествие по сказкам» я делилась опытом на районном семинаре. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Могу сказать, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Публикация «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» размещена в разделах

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемых мною на уроках, является занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление детей. Форма занимательных упражнений, которые я применяю на уроках, различная: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки. Большой интерес, например, на уроках природоведения вызывает подслушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Заметив, что включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, способствуют активизации мыслительной деятельности, я стала использовать игру на разных этапах урока. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто вернее и быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу!», и т. д. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний.

С целью преодоления механического усвоения знаний в обучении, важное место на уроке отвожу проблемным ситуациям. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе ставлю учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Вводя в учебный процесс учебные проблемы, управление процессом усвоения становится управлением процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

Дифференцированное обучение – одно из главных направлений моей работы, так как, считаю, оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений.

Большое значение придаю использованию наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Применяю следующие виды наглядности: естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т. п.); знакомство учащихся с реальными объектами природы; экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т. п.); знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений; картинная (картины, рисунки, фотографии, слайды); знакомство с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение; объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры); звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи и др.); символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы); и др.

Активизацию познавательной деятельности учащихся также осуществляю посредством применения информационно-коммуникационных технологий на своих уроках.

Использование ИКТ помогает мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Наблюдения показывают, что применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Составляю презентации к урокам, использую мультимедийные диски. Для уроков окружающего мира использую замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», готовлю по различным темам справочный материал. Всё это имеет хорошие результаты: участвуя в школьном конкурсе «Лучший урок с ИКТ», я со своим классом заняла второе место».

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения в классах, где я работаю.

Учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по предметам 50%-65%.

Мои ученики - участники и победители школьных и всероссийских дистанционных олимпиад.

Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время. Разрабатываю и провожу утренники, конкурсы, интеллектуальные игры, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, об охране здоровья, беседы по ПДД. Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. В 2013 году прошла курсы повышения квалификации в БОУ ОО ДПО (ПК)С «Орловский институт усовершенствования учителей». Слежу за новинками педагогической литературы, знакомлюсь с новейшими достижениями образовательной науки и практики. С родителями работаю в тесном контакте. Выступала перед ними с лекциями, докладами на различные темы: «Режим дня в жизни школьника», «Трудовое воспитание в семье» и др. Привлекаю родителей к проведению праздников и мероприятий в классе. Стараюсь дать полезные практические советы по воспитанию. Тем, что достигнуто, делюсь со своими коллегами, давая открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, выступаю с докладами на заседаниях методического объединения, педсовета.

В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года я стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе.

Публикации по теме:

Содержание мастер-класса. СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА. Краткое обоснование основных идей технологии. Описание достижений,.

Урок немецкого языка по теме «Классная комната» в 3 классе Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа Показатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 00:28
+173Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД