Приложение МААМ

Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой

Светлана Георгиевна Максимова
Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы

Детское экспериментирование является одним из важных видов деятельности, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Изучая свойства объектов неживой природы, дети знакомятся с новыми понятиями, словами, уясняют их смысловую нагрузку и в дальнейшем активно используют их в речи. Словарный запас детей расширяется и активизируется в речи.

Например, при изучении свойств снега дети подбирают определения к словам: снег - мягкий, пушистый, рыхлый, колючий, блестящий.

Публикация «Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой» размещена в разделах

Расширяется глагольная лексика: снег - скрипит, падает, кружится, ложится, сверкает, хрустит.

Дети образуют родственные слова: снег - снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снежный, снегири.

Подбирают синонимы к словам: блестит - сверкает, искрится, переливается, серебрится.

Одновременно проводится работа по формированию грамматически правильной речи. Предлагаю детям подобрать предметы к признакам:

снежный - ком, дворец;

снежная - буря, королева;

снежное - поле, облако;

снежные - сугробы, метели.

Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе:горка из снега - снежная горка; замок из песка - песочный замок; ваза из глины - глиняная ваза.

Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.

Игра «Все наоборот» является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности детей. Предлагаю детям не только по-добрать антонимы, но и аргументировать свой ответ (почему). Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот?

Прием инверсии всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе любому предмету, объекту или явлению приписывается не только прямо противоположная функция, но и придумывается совершенно новый предмет (объект, явление). Игра «На что похоже?» является великолепным средством развития метафизического мышления ребенка. Отличительной чертой метафоры являются широкие и свободные границы образного значения. Метафора заставляет активно работать воображение. Благодаря таким играм рождаются чудесные детские метафоры типа: «разноцветный мост» - радуга, «звонкая дорога» - ручей, «сверкающие бусы» - роса., а обыденные вещи, объекты и явления обретают художественное обрамление, одухотворенность. Многие слова для неискушенного слуха детей звучат как метафоры, поддающиеся раскрытию (дождь идет, вода цветет, сахар - песок).

Эффективен в работе с детьми прием оживления, ведь им от природы свойственен анимализм - одушевление всех предметов и явлений окружаю-щей действительности. При изучении свойств воды предлагаю детям поиграть в игру «Капельки», а после этого составить мини - рассказ по началу: «Когда я была капелькой.» (вариант рассказа «Когда я была капелькой, я упала на красивый цветок в саду. Я умыла его нежные лепестки, и он стал еще прекраснее. Я напоила его водой»).

Противоречие - основа диалектики, оно является двигателем прогресса и составляет ядро подлинного творчества. Суть противоречия состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией.

Игра «Хорошо - плохо» направлена на то, чтобы дети выявили положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления. Свои ответы дошкольники пытаются оформить в виде сложноподчиненного предложения.

Например, вода - это хорошо, потому что она необходима всем живым организмам.

Вода - это плохо, потому что весной, когда тает снег и разливаются реки, может быть наводнение.

Игра «Чужое слово» развивает не только речь, но и подлинное пони-мание художественного произведения. В поэтической речи ребенок улавливает особенно четкий ритм, удачную рифму, а в дальнейшем пытается самостоятельно сочинять стихи.

Предлагаю детям послушать стихотворение и обратить внимание на то, что одно слово в нем чужое. Надо найти «чужое» слово и угадать, чье место оно заняло. Например:

Стала льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это, значит, началась

В городе весна.

(Зима)

Обговаривая содержание опытов, дети охотно вступают в диалог. Развивается и монологическая речь. При составлении описательных, творческих рассказов, рассказов из личного опыта дети активно используют в своих высказываниях уже наработанную лексику.

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Развлечение: «Заколдованные животные»Развлечение: «Заколдованные животные» Рисуем вместе. Часто родители не могут помочь своему ребенку развить способности данные ему от природы. Это связано с нехваткой педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 16:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Георгиевна Максимова (УИ 132211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД