МААМ-картинки

Консультация «Как активизировать развитие речи у ребенка»

венера юсупова
Консультация «Как активизировать развитие речи у ребенка»

Юсупова Венера Фаритовна, воспитатель, МАДОУ города Нижневартовск ДС №40, «Золотая рыбка».

КАК АКТИВИЗИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА?

Чтобы ребенок и скорее заговорил, многие родители пристают к нему: «Скажи мама?», «Скажи стул, ложка». и к радости он уже в 8-10 месяцев начинает отчетливо повторять за ними слова и даже выражения, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Такие игры развивают у ребенка подражание звуковому образцу, и долгое время это считалось едва ли не единственным источником развития речи, а сами игры в «Скажи» - основным методом обучения.

Публикация «Консультация „Как активизировать развитие речи у ребенка“» размещена в разделах

Однако простота метода и его эффективность для развития речи сомнительна: прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребенок может самостоятельно воспроизвести выученное слово, но никогда не употреблять самостоятельно, по смыслу.

Воспроизведение речевого звука – это не есть собственное слово ребенка. Его первые слова по звучанию не похожи на слова взрослых. И все же подражание – необходимое условие овладения речью: ведь дети всегда говорят на языке родителей, используя те же звуки и слова, выражая и отражая собственные впечатления, действия, что их делает собственными словами ребенка, а не звукоподражанием.

Вот несколько приемов, которые нужно использовать в развитии речи ребенка 1 – 3 лет.

СОВМЕСТНОЕ РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

- Взрослый совместно с ребенком наблюдают за живыми или игрушечными объектами. При этом он выразительно описывает все, что они видят.

Например: Смотри, какой щенок, какие у него лапки,

хвостик, потрогай, какой он мягкий, пушистый.

Щенок спокойно и сидит,

давай его позовем – кути, кути, кути,

иди сюда! Погладим…

ИЛИ

- Смотри, какая машинка!

У нее дверцы, колесики, окошки.

Она может ездить туда – сюда.

Давай ее покатаем.

Поехала машинка, давай вместе скажем

- Поехала машинка.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЛИ КАРТИНОК

Взрослый вместе с ребенком рассматривают знакомые картинки или фото.

- это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, а что он делает? А где собачка? Покажи дом.

Если ребенок молчит, то можно подсказать ответ, но стараться добиться ответа ребенка.

На третьем году жизни вопросы могут быть сложнее.

ЗВУКОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ

Любые действия ребенка нужно обозначать и сопровождать определенными звуками. Например, рисуя штрихами дождь, он произносит «кап-кап-кап»;

Стучит молоточком «тук-тук-тук»,

Играет в игрушечный барабан «бом-бом-бом».

Разумеется, обучает этим звукоподражаниям взрослый, ребенок сначала повторяет за ним, затем они вместе сопровождают звуками действия ребенка, а потом одновременно и то, и другое.

РЕЧЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ИГР.

Более сложный вариант предыдущего приема: ребенок свои действия сопровождает не звуками, а развернутой речью. Конечно до трех лет ее задает взрослый, используя народные игры с простыми и постоянно повторяющимися стихотворными строчками, подсказывающими, что и в какой последовательности нужно делать.

Например, игра «Зайка» (взрослый вместе с детьми встает в круг, поет песенку и сопровождает движениями):

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

Очень много приемов можно использовать для развития речи ребенка: чтение потешек, сказок, поручения, требующие ответа – действия, рассматривание картинок.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Список литературы:

1. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит

2. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей.

3. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 1977г.

Публикации по теме:

20 Игр на развитие речи ребенка 1. Игра "Интервью". Сначала познакомьте детей с новыми словами. Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или.

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка до 3 лет» Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых.

Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи» Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы:.

Консультация «Развитие грамматически правильной, выразительной речи ребенка средствами театрального искусства» Консультация: «Развитие грамматически правильной, эмоционально окрашенной и выразительной речи ребенка средствами театрального искусства.

Консультация «Развитие речи ребенка посредством художественного слова» Консультация Тема: «Развитие речи ребенка через художественное слово». Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное.

Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте» Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте». Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления.

Консультация «Развитие речи ребенка» Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Консультация «Речевое развитие ребенка 2–2,5 лет» Развитие речи детей 2-2,5 лет. Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от раннего детства,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи ребенка в семье» Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно,.

Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка» Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как активизировать развитие речи у ребенка»
Опубликовано: 5 мая 2019 в 13:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД